2.2. Задачами деятельности Консилиума ДОУ являются: организация и проведение комплексной психолого-педагогической диагностики воспитанника с использованием современных диагностических методик, направленных на выявление актуального уровня развития детей, а именно: особенностей сенсомоторного развития, познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы, уровня развития речи, и определение потенциальных возможностей воспитанников; выявление детей, не проходивших ТПМПк, но, тем не менее, нуждающихся в дополнительных специализированных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации и воспитания; организация работы с родителями таких детей по выполнению рекомендаций и направлению их на ТПМПк; определение характера, продолжительности и эффективности психологопедагогической, коррекционно-развивающей помощи в условиях ДОУ; подбор дифференцированных психолого-педагогических технологий сопровождения, необходимых для коррекции недостатков развития и реализации программы сопровождения; содействие созданию специальных условий воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с заключением ТПМПк; отслеживание динамики развития воспитанника и эффективности реализации программ коррекционно-развивающей работы; координация и согласование межпрофессионального взаимодействия и планов работы по сопровождению воспитанников; разработка рекомендаций воспитателям и другим педагогам для обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам в образовательной деятельности; подготовка и ведение документации, отражающей оценку уровня актуального развития воспитанника, динамику его состояния, уровень успеваемости, а также характеристики или заключения для предоставления при необходимости в ТПМПк (Приказ Минобразования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», п. 15). 2.3. Психолого-педагогический консилиум ДОУ выполняет следующие функции: экспертно-диагностическая – определяет качество, комплексность, всесторонность и достоверность диагностики развития воспитанника, трудностей в усвоении основной образовательной программы, социальной адаптации на разных возрастных этапах; аналитическая – предусматривает проведение каждым специалистом глубокого, системного и всестороннего анализа первичной информации о воспитаннике и результатах обследования на Консилиуме; методическая – реализуется через формирование и использование пакетов стандартизированных диагностических методик для обследования детей разного возраста в условиях Консилиума; соблюдение требований к процедуре обследования воспитанника, к формам документации и статистической отчетности по результатам деятельности Консилиума; функция сопровождения заключается в проектировании программы сопровождения и оценке эффективности психолого-педагогической помощи; социально-адаптивная – предполагает защиту интересов воспитанника и его семьи, оказание поддержки при включении воспитанника в образовательную деятельность. 3. Структура психолого-педагогического консилиума в ДОУ 3.1. ППк создаётся приказом заведующего ДОУ на текущий учебный год. Общее руководство Консилиума возлагается на старшего воспитателя. Приказом заведующего детским садом утверждается положение о ППк, его состав, график работы, формы документов, председатель из числа административно-управленческого состава и секретарь. 3.2. Заседания Консилиума проводятся под руководством председателя ППк или лица, исполняющего его обязанности. В состав Консилиума входит старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог (при наличии). 3.3. На заседание ППк приглашаются воспитатели, педагоги (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), работающие с конкретными воспитанниками. 3.4. Документы ППк, включая карты развития воспитанников, получающих психологопедагогическое сопровождение, хранятся в методическом кабинете, у старшего воспитателя и выдаются педагогическим работникам при необходимости. 3.5. Ход заседания фиксируется в протоколе. Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк. 3.6. Деятельность Консилиума основана на принципах коллегиальности с установлением ответственности специалистов за исполнение решений, отраженных в протоколе заседания. 3.7. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику воспитанника и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в заключении. Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного ребенка. 3.8. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных представителей) воспитанника с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательная деятельность осуществляется по ранее установленной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 3.9. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания. 3.10. При направлении воспитанника на психолого-медико-педагогическую комиссию оформляется Представление Консилиума. Представление ППк на воспитанника для предоставления на ПМПк выдается родителям (законным представителям) под личную подпись. 3.11. Председатель ППк: организует планирование, утверждает годовой план работы ППк и обеспечивает систематичность его заседаний; возлагает ответственность за разработку и реализацию программы психологопедагогического сопровождения на специалистов сопровождения; координирует взаимодействие специалистов по реализации программы психологопедагогического сопровождения воспитанника, его родителей (законных представителей), педагогического коллектива ДОУ, взаимодействие между дошкольным образовательным учреждением и социальными партнерами (в том числе при отсутствии необходимых кадровых ресурсов); обеспечивает контроль качества и своевременного исполнения мероприятий, предусмотренных программой психолого-педагогического сопровождения и рекомендациями ТПМПк. 3.12. Секретарь ППк: ведет отчетную и текущую документацию ППк; оповещает педагогов, родителей (законных представителей), приглашенных на заседание, о дате, месте и времени его проведения; ведет протокол заседания ППк; координирует взаимодействие Консилиума с ТПМПк и другими организациями (при необходимости). 3.13. Члены ППк (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель и другие специалисты): организуют диагностику для определения уровня актуального развития ребенка, выявления причин и механизмов трудностей в воспитании, отклонений в развитии и поведении; определяют содержание и формы собственной коррекционно-развивающей работы, а также формулируют рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по созданию оптимальных условий воспитания, обучения, адаптации и социализации детей; участвуют в разработке и реализации программы психолого-педагогического сопровождения. 3.14. Ведущий специалист (воспитатель или другой специалист) утверждается на весь период сопровождения приказом заведующего ДОУ: организует подготовку документов к плановым и внеплановым заседаниям ППк; выявляет трудности, которые испытывает воспитанник в различных педагогических ситуациях, в общении со сверстниками; предоставляет информацию об индивидуальных потребностях воспитанника в организации режимных моментов, образовательной деятельности, общения и самочувствии; координирует взаимодействие специалистов сопровождения (график работы, встречи, консультации) с родителями (законными представителями) воспитанника; отслеживает динамику развития воспитанника и эффективность оказываемой ему психолого-педагогической помощи; доводит обобщенную информацию до сведения специалистов ППк на плановых заседаниях, а при необходимости выходит с инициативой обсуждения проблем воспитанника на внеплановых заседаниях. 3.15. Воспитатель работающие с сопровождающим воспитанником: исполняют рекомендации ТПМПк и ППк при организации образовательной деятельности, учитывают его индивидуальные особенности; соблюдают специальные образовательные условия, необходимые для сопровождаемого воспитанниками (организация рабочего места, вспомогательные и технические средства, специальный дидактический материал, оценивание достижений, темп и объем выполнения заданий и др.); участвуют в формировании толерантных установок воспитанников и родителей (законных представителей) к особенностям сопровождаемого воспитанника. 4. Режим деятельности ППк 4.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом ДОУ на обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников и отражается в графике проведения заседаний. 4.2. Заседания Консилиума подразделяются на плановые и внеплановые. 4.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики воспитания, обучения и коррекции, внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников. 4.4. Внеплановые заседания Консилиума проводятся: при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике воспитания, обучения и развития воспитанника; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие воспитанника в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанника, педагогических сотрудников дошкольного образовательного учреждения; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях. 4.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации воспитанников. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников ДОУ по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников. 4.6. Деятельность специалистов Консилиума осуществляется бесплатно. 4.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами воспитанников на обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанника. 5. Проведение обследования 5.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются, исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого воспитанника. 5.2. Обследование воспитанника специалистами Консилиума осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с письменного согласия родителей (законных представителей). 5.3. Секретарь Консилиума по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании, организует подготовку и проведение заседания ППк. 5.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций воспитаннику назначается ведущий специалист (воспитатель или другой специалист). Ведущий специалист представляет воспитанника на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости). 5.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. 5.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации воспитанников. 6. Содержание рекомендаций Консилиума по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников 6.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения детьми с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ТПМПк и могут включать в том числе: разработку адаптированной образовательной программы дошкольного образования; разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника; адаптацию учебных материалов; разработку инструментария по оценке достижений планируемых результатов освоения программы коррекционной работы; внесения изменений в коррекционные мероприятия по итогам мониторинга результатов коррекционно-развивающей работы с воспитанником; другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ДОУ. 6.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника на основании медицинского заключения могут включать условия воспитания, обучения и развития, требующие организации воспитания и обучения по индивидуальному образовательному маршруту, медицинского сопровождения, в том числе: организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня (снижение двигательной нагрузки); предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств; снижение объема обучающих занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь; другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции дошкольного образовательного учреждения. 6.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника, испытывающего трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе: проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с воспитанниками; разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника; адаптацию учебных материалов; разработку индивидуальной профилактической программы в отношении воспитанника с девиантным поведением; другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ДОУ. 7. Права и обязанности участников ППк 7.1. Родители (законные представители) воспитанника имеют право: присутствовать при обследовании воспитанника, принимать участие в заседании ППк при обсуждении вопроса освоения ребенком содержания образовательной программы, степени его социализации и адаптации; знакомиться с результатами обследования и коллегиальным заключением; вносить свои замечания и предложения по созданию специальных образовательных условий; получать консультации специалистов ППк по вопросам реализации мер, необходимых для разрешения трудностей в развитии, воспитании, обучении, адаптации, включая определение видов, сроков оказания психолого-педагогической помощи; получать информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности ППк. 7.2. Родители (законные представители) воспитанника обязаны: неукоснительно следовать рекомендациям ППк (в ситуации согласия с его решениями); обеспечивать посещение воспитанникам коррекционно-развивающих занятий и курсов специалистов сопровождения. 7.3. Специалисты ППк обязаны: руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими принципами, подчиняя их исключительно интересам детей и их семей; применять в своей деятельности современные психолого-педагогические подходы в воспитании, обучении, развитии и социализации воспитанников; не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития воспитанника сведения об изменениях в состоянии его развития в процессе психолого-педагогического сопровождения; соблюдать конфиденциальность и нести ответственность за несанкционированное разглашение сведений о детях и их семьях. 7.4. Специалисты ППк имеют право: иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной адаптации в рамках собственной профессиональной компетенции, отражать его в документации ППк; представлять и отстаивать свое мнение об особенностях воспитанников и направлениях собственной деятельности в качестве представителя дошкольного образовательного учреждения при обследовании ребенка на ТПМПк. 8. Документация ППк в детском саду 8.1. В перечень документации психолого-педагогического консилиума в ДОУ входит: приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов Консилиума; Положение о ППк в ДОУ; график проведения плановых заседаний ППк на учебный год; журнал учета заседаний Консилиума и воспитанников, прошедших ППк (Приложение 5); журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума (Приложение 6); журнал направлений воспитанников на ТПМПк (Приложение 7); протоколы заседания ППк (Приложение 1); карта развития воспитанника, получающего психолого-педагогическое сопровождение: результаты комплексного обследования специалистов Консилиума; представление воспитанника на ТПМПк (Приложение 3); коллегиальные заключения ППк (Приложение 2); карта индивидуальных достижений; согласие родителей (законных представителей) на обследование и психологопедагогическое сопровождение (Приложение 4). 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения. 9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение 1 Протокол заседания психолого-педагогического консилиума МАДОУ «Детский сад №1 «Голубой кораблик» №___ от «__» ___________20__г. Присутствовали: И.О.Фамилия (должность в ОО, роль в ППк), И.О.Фамилия (мать/отец ФИО обучающегося). Повестка дня: 1.... 2.... Ход заседания ППк: 1.... 2.... Решение ППк: 1.... 2.... Приложения (характеристики, представления на обучающегося, результаты продуктивной деятельности обучающегося): 1.... 2.... 3…. Председатель ППк ________________________________________ И.О.Фамилия Члены ППк: И.О.Фамилия И.О.Фамилия Другие присутствующие на заседании: И.О.Фамилия И.О.Фамилия Приложение 2 Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума МАДОУ «Детский сад №1 «Голубой кораблик» Дата «____» _____________20_____г. Общие сведения ФИО обучающегося: Дата рождения обучающегося: Группа: Образовательная программа: Причина направления на ППк: Коллегиальное заключение ППк (выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психолого-медико-педагогической помощи. Рекомендации педагогам Рекомендации родителям Приложение: (планы коррекционно-развиваюгцей работы, индивидуальный образовательный маршрут и другие необходимые материалы): Председатель ППк ________________________________________ И.О. Фамилия Члены ППк: И.О.Фамилия И.О.Фамилия С решением ознакомлен(а)______________________________/_____________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) С решением согласен(а)______________________________/_____________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) С решением согласен (на) частично, не согласен (на) с пунктами:__________________ _________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) Приложение 3 Представление психолого-педагогического консилиума на обучающегося для предоставления на ТПМПК (ФИО, дата рождения, группа) Общие сведения: -дата поступления в образовательную организацию; -программа обучения (полное наименование); -форма организации образования: 1. в группе группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, Лекотека и др.); 2. на дому; 3. в форме семейного образования; 4. сетевая форма реализации образовательных программ; 5. с применением дистанционных технологий -факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другой группы, замена воспитателя (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с образовательной организацией, обучение на основе индивидуального учебного плана, надомное обучение, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.; -состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и количество детей/взрослых); -трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация, особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими расстройствами - в том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее, чем 3 года назад, плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком). Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации: 1.Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало). 2.Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает). 3.Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная. 4. Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в образовательной организации (для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 5. Динамика освоения программного материала: -программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП); -соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы или, для обучающегося по программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения). 6.Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 7. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство). 8. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия), регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов. 9. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы (конкретизировать). 10. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы. Дата составления документа: Подпись председателя ППк. Печать образовательной организации. Дополнительно: o Для обучающегося по АОП — указать коррекционно-развивающие курсы, динамику в коррекции нарушений; o Представление заверяется личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица), печатью образовательной организации; o Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей обучающегося. Приложение 4 Согласие родителей (законных представителей) обучающегося на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк Я, ___________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ ____ (номер, сери паспорта, когда и кем выдан) являясь родителем (законным представителем)__________________________________ (нужное подчеркнуть) _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ ____ (ФИО,группа, в котором /ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) Выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования. Дата «____» _____________20_____г. /__________________/______________________/ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение 5 Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк № Дата Тематика заседания* Вид консилиума (плановый/внеплановый) * - утверждение плана работы ППк; утверждение плана мероприятий по выявлению обучающихся с особыми образовательными потребностями; проведение комплексного обследования обучающегося; обсуждение результатов комплексного обследования; обсуждение результатов образовательной, воспитательной и коррекционной работы с обучающимся; зачисление обучающихся на коррекционные занятия; направление обучающихся в ТПМПК; составление и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов (по форме определяемой образовательной организацией); экспертиза адаптированных основных образовательных программ 00; оценка эффективности и анализ результатов коррекционно-развивающей работы с обучающимися и другие варианты тематик. Приложение 6 Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума № п/п ФИО обучающегося, группа Дата рождения Инициатор обращения Повод обращения в ППк Коллегиальное заключение Результат обращения Приложение 7 Журнал направлений обучающихся на ТПМПК № п/п ФИО обучающегося, группа Дата рождения Цель направления Причина направления Отметка о получении направления родителями Получено: далее перечень документов, переданных родителям (законным представителям) Я, ФИО родителя (законного представителя) пакет документов получил(а). «__» _______20__г. Подпись: Расшифровка: