Oyxo6peu Tegarornueckum copeToM Yrrepx aro: MAJIOY «Jlercknii can Nel «LomyOol kopadsmx» TIporoxon Nel or «29» aprycra 20241. 3aperzyroumli MAHOY"«, TIpuxaz Ne HGof CSD, { \ YUEBHBIM AxairupoBannoi oOpazoBare.10ii TUIt OOyYAIOMUXCA MynunumambHoro «Jercxuii C WAH MporpaMMbI JOUIKOM_HOTO LALepXKKOM OOpa3z0BaHHst UCHXHYECKOLO pa3sBuTHA OOpa30RaTeIbHOrO yaperxkeHHA cay, KomMOnHMpoRanHoro Bua Nel «lomy6oi KopabmuK» aBTOHOMHOrO Ha 2024 - 2025 yueOubrii roy 1. Пояснительная записка Учебный план является локальным нормативным актом, раскрывающим специфику образовательной деятельности (далее ОД) по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития МАДОУ «Детский сад №1 «Голубой кораблик» (далее - АОП ДО ЗПР МАДОУ), объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность интеграции. 1.1 Нормативные основания формирования учебного плана Учебный план составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральный Закон от 29.12.2015 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ"; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); - СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека», (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2); - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» с изменениями от 08.11.2022г; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; - Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022) 1.2 Концептуальные основания, положенные в основу учебного плана При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: - Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка; - Построение образовательной деятельности происходит в зоне ближайшего развития ребенка; - Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих задач; - В качестве главного условия развития детской личности Программой предусматривается социальная поддержка детской индивидуальности. Для этого обеспечивается пространство детской реализации; - Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (разные виды детской деятельности); - Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); - Принцип интеграции пяти взаимодополняющих образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; - Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках специально организованных образовательных ситуаций (занятий), но и при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности дошкольников. 1.3 Характеристика структуры учебного плана Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития (далее - АОП ДО ЗПР) реализуется в группе компенсирующей направленности, которая формируется на основании заключений ТПМПК. Обязательная часть АОП ДО ЗПР соответствует Федеральной адаптированной образовательной программе и составляет более 60% от общего объема Программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет менее 40% от общего объема и ориентирована на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, а также на сложившиеся традиции МАДОУ «Детский сад №1 «Голубой кораблик». Данная часть в средней группе представлена программой инструктора по физической культуре Рычковой О.Б. «Обучение плаванию (3-7лет)» Учебный план строится с учетом пяти образовательных областей ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности, в соответствии с возрастом детей. Педагогами реализуется учебный план в специально организованных образовательных ситуациях, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, при организации самостоятельной деятельности детей. Специально организованная образовательная ситуация (занятие) Занятие (образовательная ситуация) основано на организации таких видов деятельности как: Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры- инсценировки, игры-этюды и пр. Речевая деятельность – слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь. Общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативноделовое, внеситуативно-деловое) направлено на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности. Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении. Двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другое). Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. Изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка. Элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) Проектно-тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения, а также интегрировать содержание образовательных областей. Для освоения детьми АОП ДО ЗПР используются специальные методические пособия и дидактические материалы, проводятся подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия для оказания квалифицированной коррекции нарушений их развития. Объем образовательной нагрузки в течение дня, а также ее продолжительность определена в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями: для детей 4-5 лет продолжительность - 20 минут. Предусмотрено проведение интегрированных занятий и организация образовательной деятельности в Центрах активности. ОД «Музыка» осуществляет музыкальный руководитель совместно с воспитателем. ОД «Физкультура» осуществляет инструктор по физической культуре совместно с воспитателем. ОО «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности детей в период пребывания ими в детском саду. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отводится не менее 3-4 часов. Виды деятельности «элементарная трудовая деятельность», «экспериментирование», «игровая», «общение со взрослым и сверстниками» осуществляется как в режимных моментах, так и в интеграции с другими видами деятельности, в процессе организации образовательной деятельности в Центрах активности. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие детей применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникающей задачи. Самостоятельная деятельность детей Для достижения целей и задач АОП ДО ТНР педагог специальным образом организует и обогащает развивающую предметнопространственную среду для самостоятельной деятельности воспитанников. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отводится не менее 3-4 часов. . Средняя группа (4-5 лет) (группа компенсирующей направленности) образовательный период 2024 – 2025 год Образовательные области Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Доминирующие виды детской деятельности Раздел программы/ Образовательная ситуация Обязательная часть образовательной программы Речевая, игровая, общение Социализация, развитие общения, со взрослым и нравственное и патриотическое воспитание. сверстниками, Ребенок в семье и сообществе. элементарная трудовая Самообслуживание, самостоятельность, деятельность трудовое воспитание. Формирование навыков безопасного поведения Игровая, речевая Подгрупповое занятие с педагогомпсихологом ПознавательноФормирование целостной картины мира, исследовательская расширение кругозора. деятельность и Развитие познавательно-исследовательской экспериментирование, деятельности / игровая, речевая. Ознакомление с окружающим миром Формирование элементарных математических представлений. Сенсорное развитие / Развитие математических представлений Индивидуальное занятие с учителемдефектологом Игровая, речевая Развитие речи/ Развитие речевого восприятия Ознакомление с художественной литературой. Индивидуальное занятие с учителемлогопедом Количество в неделю/ продолжительность * *** 1 / 20мин. 1 / 20мин. *** 1 / 20мин. * *** Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов Музыкальная Физическое развитие Игровая, речевая Двигательная Художественное творчество / Рисование / Лепка Конструктивно-модельная деятельность Аппликация / Конструирование 1 / 20 мин.** 1 / 20 мин.** Музыкальная деятельность / Музыка 2 / 40 мин. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Физическая культура / Физическая культура 2 / 40 мин. Итого в обязательной части Физическое развитие Двигательная 9 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Плавание 1 / 20 мин. Итого в формируемой части Максимальный объем образовательной нагрузки в специально организованных образовательных ситуациях (занятиях). * * 1 / 20 мин. 10 3ч. 20 мин. Примечание. Образовательная деятельность преимущественно осуществляется в ходе режимных моментов, при организации самостоятельной деятельности детей, кроме того интегрируется в ходе организации различных образовательных ситуаций. ** Один раз в две недели. Рисование чередуется с лепкой, аппликация с конструированием *** Количество и периодичность определяется в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями обучающегося