Mynuuumasbnoe aBTOHOMHOe JOMIKONbHOe OOpa3z0BaTebHoe yupexkeHHe «Hletcxnit can, KomMOunupoBanHoro Bua Nel «Tomy6oit kopabnuK» Crepyosckas o6sacts, r. Pex, yn. Cuoprusnas, Te. 8(34364) 3-53-48, goluboikorablik@yandex.ru | Upunarto: Pemenvem negaroruyueckoro copeta MAJOY «Jletcxuii cag Nel «Cony6oii kopabnK» TIpotoxom Nel or «29» aprycta 2024 r. Yrsepaqaio: 3apenyroumii MAJIOY «Jlercknii cag Nel «Pony6oii sO — paduHKyy lea" O.H. Muxaiinopa 8 TIpuxa3 Ne109 a or «30» apryeta 2024r. AononHuTebHas oOGujeo6pas0BaTebHad OOMepasBUBalOUlad Nporpamma coluMasIbHO-ryMaHuTapHoii HalpaBseHHOCTH «Cryaua «Pevesu40k» (Craprospiii ypoBeHb) Bospact o6yyaroujux 5-7eT Cpok peanu3ayun 2 roga ABTOp-cOcCTaBHTelIb: Tlegaror r. Pex IJuranosa Py3e1b DapuTosHa AONOJHUTeIBHOTO o6pa30BaHHa № Содержание Стр. п/п 1. Основные характеристики Программы 2 1.1. Пояснительная записка 2 1.2. Цель и задачи Программы 6 1.3. Содержание Программы 6 1.3.1. Учебный план 6 1.3.2. Содержание учебного плана 7 1.4. Планируемые результаты 21 2. Организационно-педагогические условия 22 2.1. Календарный учебный график 22 2.2. Условия реализации Программы 22 2.3. Формы контроля 28 3. Список литературы 29 Приложение 1 31 1 1. Основные характеристики Программы 1.1. Пояснительная записка Направленность Программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речевичок» имеет социально – гуманитарную направленность. Разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим фонетическое, а также фонетико-фонематическое нарушение речи. Актуальность программы Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (Парамонова, 2006г.). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка. Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972г.). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации. Адресат программы Программа предназначена для детей дошкольного возраста 5-7 лет, имеющих нарушения звукопроизношения, фонематического слуха. Срок освоения программы: программа рассчитана на 2 года обучения. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность академического часа - 25 минут. Занятия начинаются в октябре, заканчиваются в мае. В сентябре организуются родительские собрания, опрос родителей. Объем программы: 64 часа (32 часа в год). 2 Особенностью организации образовательного процесса по программе является индивидуальный подход к каждому ребенку. Примерный учебный план корректируется под каждого ребенка в зависимости от структуры речевого дефекта. Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФН В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе — задачу развития связной речи. Названные задачи решаются концентрически, за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. В то же время на каждом этапе работы выделяются основные цели: формирование нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического недоразвития и подготовка к звуковому анализу речи. Формирование полноценной звуковой культуры речи у детей с отклонениями в развитии — сложная многоаспектная задача, решение которой зависит от степени развития фонематического восприятия, овладения артикуляцией звуков, просодических средств, умения произвольно использовать приобретенные речевые умения и навыки в разных условиях речевого общения. Формирование произношения состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области фонетической и просодической системы родного языка. Под усвоением звуков подразумевается овладение правильной артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть создана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем. Известно, что звуки русского языка не одинаковы по трудности для произношения. В первую очередь уточняется произношение так называемых сохранных или опорных звуков. Несмотря на доступность артикуляции, эти звуки произносятся неотчетливо в речевом потоке, что снижает кинестетические ощущения в артикуляционном аппарате ребенка. В связи с этим осуществляется уточнение их артикуляционной позы, тренируется произношение звуко-слоговых рядов разной структурной сложности. В программе предусмотрена определенная последовательность усложнения речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки звука его правильная артикуляция и звучание сопоставляется с дефектным. 3 Усвоению звука способствует осознанное выделение характерных признаков как в звучании, так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает полноценную их дифференциацию. Этому способствует также сопоставление каждого изучаемого звука как с ранее изученными, так и с неисправленными, но в последнем случае — без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются контрастные звуки, т. е. резко противопоставленные по артикуляции и звучанию, затем вводятся упражнения на различение звуков, близких по артикуляционноперцептивным признакам. Для систематических упражнений подбираются сначала звуки, слоги, слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражнения усложняются за счет включения новых типов звукослоговых структур. При автоматизации из речевого материала исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки. Очень важным методическим требованием является особая организация речевого материала для занятий: • он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком; • нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности); • произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях; одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом. Помимо специфических логопедических приемов рекомендуется регулярно применять упражнения, направленные на развитие слуховой памяти — запоминание рядов из 3—4 слов; воспроизведение серии простых действий. Постепенно в упражнения включаются слова все более сходного звукового состава; увеличивается их количество. Широко используются различные виды слоговых упражнений: • воспроизведение ритмов; • сочетание отстукивания ритма и проговаривания; • рифмованные фразы. Увеличивается количество элементов задания, включаются прямые и обратные слоги со стечением согласных, ускоряется темп. Однако простого механического повторения и закрепления навыка произнесения речевых структур недостаточно для усвоения звуковой стороны речи. Необходимо взаимосвязанное формирование различных сторон речи как целостного образования. При формировании фонематического слуха и звукопроизношения важно 4 опираться на специфические принципы системности и правильного подбора лексического материала. При определении лексического минимума учитываются разные позиции звука в слове. Основной формой обучения по программе является индивидуальное логопедическое занятие. В процессе реализации программы учитель-логопед использует следующие виды занятий: диагностическое занятие, занятие по подготовке артикуляционного аппарата, занятие по постановке звука, по автоматизации и дифференциации звука и введению его в активную речь. Основной формой подведения итогов является итоговая логопедическая диагностика, для определения промежуточных результатов используются наблюдение за речью ребенка в ходе беседы, специально организованных речевых ситуаций. Особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонким артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом: заменой звуков более простыми по артикуляции, трудностями различения звуков, особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Проявления речевого недоразвития у данной категории детей проявляются нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в 5 падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т.п. 1.2. Цель и задачи Программы Цель программы: коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонетической и фонематической стороны речи. Задачи программы: • Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов. • Развитие речевого дыхания. • Постановка звуков и ввод их в речь. • Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений. • Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта. • Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем. • Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи. • Профилактика нарушений письменной речи. • Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. 1.3. Содержание Программы 1.3.1. Учебный план № Раздел 1. 2. Количество часов Теория Практика Первый год обучения Произношение 2 10 Фонематическое восприятие 3 8 3. Развитие речи 3 6 Формы контроля наблюдение специально организованные речевые ситуации специально 6 организованные речевые ситуации Итого: 8 24 32 Второй год обучения 2 3 1. 2. Произношение Развитие речи 3. Формирование элементарных навыков письма и чтения Итого: 3 8 Всего по программе: наблюдение специально организованные речевые ситуации Специально организованные педагогические ситуации 8 8 8 24 16 32 48 64 1.3.2. Содержание учебного плана Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе (первый год обучения) Звуковая сторона речи Период Основное содержание работы Произношение I октябрь, первая половина ноября Выработка дифференцированны х движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного Развитие речи Фонематическое восприятие Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление 7 произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией: • изолированно; • в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов); • в словах; • в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. Постановка различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове. навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительным и мужского, женского, среднего рода. Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. 8 II Вторая половина ноября — первая половина февраля отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков; • изолированно; • в открытых слогах (звук в ударном слоге); • в обратных слогах; • в закрытых слогах; • в стечении с согласными; • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук. Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’]. Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи). Автоматизация произношения вновь поставленных звуков: • изолированно; Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают: • дифференцируемы е звуки; • определенный заданный звук. На этом же материале: • определение места звука в слове; • выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге; • осуществление анализа и синтеза прямого слога; Закрепление в самостоятельной речи навыка: • согласования прилагательных с существительным и в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; • согласования порядковых числительных с существительным и. Закрепление умения: • подбирать однокоренные слова; • образовывать 9 • в открытых слогах (звук в ударном слоге); • в обратных слогах; • в закрытых слогах; • в стечении с согласными; • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся: • по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’]; • по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; а также: • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах. • выделение согласного звука в начале слова; • выделение гласного звука в конце слова. Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий звук» и «глухой — звонкий». Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): • по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]); • по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; • в обратных сложные слова; • составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам; • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале. 10 слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах; • составление предложений с определенным словом; • анализ двусловного предложения; • анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. III Вторая половина февраля — май Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. Дифференциация звуков по месту образования: • [с] — [ш], [з] — [ж]; • [р] — [л]; • в прямых и обратных слогах; • в слогах со стечением трех согласных; • в словах и фразах; • в стихах и коротких текстах; • закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соответствующей графической схеме. Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове (спеллинг). Определение порядка следования звуков в слове. Определение Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой. Развитие детской самостоятельност и при оречевлении предметнопрактической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи. 11 количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. Составление слов из заданной последовательности звуков. Закрепление правильного произношения звуков. Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата. Совершенствование дикции. Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний. Совершенствование интонационной выразительности речи. Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков. Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи. Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе (второй год обучения) Период Произношение I 1. Постановка и октябрь первоначальное закрепление звуков [к], [к’], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р], [р’] и др. В соответствии с индивидуальными планами занятий. 2. Преодоление Развитие речи Формирование элементарных навыков письма и чтения 1. Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями 1. Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития фонематического восприятия). 12 затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. 3. Формирование грамматически правильной речи. 4. Звуковой анализ и синтез слогов и слов, чтение, письмо в случае индивидуальных затруднений. Фронтальные занятия 1. Закрепление правильного произношения звуков [у], [а], [и], [п], [п’], [э], [т], [т’], [к], [к’], [м], [м’], [л’], [о], [х], [х’], [j], [ы], [с]. 2. Различение звуков на слух: гласных — ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]), согласных — [п], [т], [м], [к], [д], [к’], [г], [х], [л], [л’], [j], [р], [р’], [с], [с’], [з], [з’], [ц] в различных звукослоговых структурах и словах без проговаривания. 3. Дифференциация правильно произносимых звуков: [к] — [х], и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма); различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т. д.). Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли ... собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поет Валя, поют ... дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой ... стакан, моя ... сумка). 2. Словарная работа. Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки (наливает, Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух — трех гласных (аи, уиа). Анализ и синтез обратных слогов, например «am», «ит»; выделение последнего согласного из слов («мак», «кот»). Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов, например: «ком», «кнут». Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов: «суп», «кит» (все упражнения по усвоению навыков звукового анализа и синтеза проводятся в игровой форме). 2. Формирование навыка слогового чтения. Последовательное знакомство с буквами у, а, и, п, т, м, к, о, ы, с на основе четкого правильного произношения 13 [л’] — [j], [ы] — [и]. 4. Усвоение слов различной звукослоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных) в связи с закреплением правильного произношения звуков. Усвоение доступных ритмических моделей слов: тá— та, та—тá, тá— та—та, та—тá— та. Определение ритмических моделей слов: вата—тáта, вода—татá и т. п. Соотнесение слова с заданной ритмической моделью. поливает, выливает...); способом присоединения суффиксов (мех — меховой — меховая, лимон — лимонный — лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад); к словам с уменьшительноласкательным значением (пенек, лесок, колесико). 3. Предложение, связная речь. Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким (одним словом) и полным ответом на вопросы. Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, твердых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответствии с программой по формированию произношения. Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов: «am», «ит». Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов: «та», «му», «ми», «си» с ориентировкой на гласную букву. Преобразовывание слогов и их письмо. Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов, например: «сом», «кит». Постепенное усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук». 14 под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. Заучивание текстов наизусть. II Ноябрь, декабрь, январь, февраль 1. Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш] в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных занятий. 2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство, космонавт и др.). 3. Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей. 1. Закрепление правильного произношения 1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья...). Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много — яблок, платьев). Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любовались ... белкой. Дети кормили ... белку); к согласованию прилагательных с 1. Звуковой анализ слов Деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двухсложных слов. Звуко-слоговой анализ слов, таких, как косы, сани, суп, утка. Составление схемы слов из полосок и фишек. Звуки гласные и согласные; твердые и мягкие. Качественная характеристика звуков. Усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения 15 звуков: [с] (продолжение), [с’], [з], [з’], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], [р’]. 2. Различение звуков на слух: [с] — [с’], [з] — [з’], [з] — [з’] — [с] — [с’], [б] — [б’] — [п] — [п’], [д] — [д’], [д] — [д’] — [т] — [т’] — [г] — [г’], [г] — [г’] — [к] — [к’] — [д] — [д’], [ш] — [с] — [ж] — [щ], [л] — [л’] — [р] — [р’], [ж] — [з] — [ш] (без проговаривания). 3. Дифференциация правильно произносимых звуков: [с] — [с’], [з] — [з’], [б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж], [р] — [р’], [л] — [л’]. 4. Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, перекресток, экскаватор и др.) в связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков. 5. Анализ и синтез существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой ... мишка, большая ... кошка, большие ... кубики);к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой ... голубой платок; ая... голубая лента; ое ... голубое платье; ые ... голубые полотенца). Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В зале много... светлых ламп. Дети кормили морковкой... белого кролика. Дети давали корм... белым кроликам...). Воспитание умения в простых случаях сочетать числительные с существительными в подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный, четвертый — гласный и т. п.). 2. Формирование начальных навыков чтения (работа с разрезной азбукой) Последовательное усвоение букв б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, и. Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами (по следам устного анализа). Преобразование слов (суп — сук, Тата — Ната) за счет замены одной буквы. Усвоение буквенного состава слов, например: «Таня», «Яма». 3. Письмо букв и слов. Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. Обучение чтению 16 звукового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. роде, числе, падеже (Куклам сшили... два платья... пять платьев, две рубашки... пять рубашек). Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (катаю — катал — буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида (красит — выкрасил). 2. Словарная работа. Привлечение внимания к образованию слов (на новом лексическом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приклеил, прибежал, приполз, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал); способом присоединения суффиксов — образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые),за счет словосложения (трехколесный, первоклассник). Формирование умения употреблять предложений и текстов. 4. Звуки и буквы Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный — согласный», «твердый — мягкий», «звонкий — глухой». 5. Слово Звуко-слоговой анализ слов (например: «вагон», «бумага», «кошка», «плот», «краска», «красный» и некоторых более сложных, произношение которых не расходится с написанием). Выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного гласного. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки после анализа и без предварительного анализа; преобразование слов за счет замены или добавления букв (мышка — мушка — мишка...; стол — столик и 17 образованные слова в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет ... стеклянной вазы. Я катался на ... трехколесном велосипеде. Грузовик подъехал к заводу). Привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижет...). Образование уменьшительноласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистый хвостик). 3. Предложения Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения. Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собака — Под скамейкой спит собака...). др.); добавление в слова пропущенных букв (ми-ка). Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам или по модели. Усвоение буквенного состава слов (например: «ветка, «ели», «котенок», «елка»). Заполнение схем, обозначающих буквенный состав слова (занимательная форма подачи материала в виде: кроссвордов, шарад, загадок), выполнение упражнений. 6. Предложение Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Формирование умения составлять из букв разрезной азбуки предложения из 3—4 слов после устного анализа и без предварительного анализа. 7. Чтение 18 Составление предложений из «живых слов» (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу — Миша вешает в шкаф меховую шубу).Составление предложений с использованием заданных словосочетаний (серенькую белочку — Дети видели в лесу серенькую белочку...; серенькой белочке — Дети дали орешков серенькой белочке...). Добавление в предложение пропущенных предлогов: кусты сирени посадили ... (перед, за)домом; елочка росла ... (у, около, возле)дома. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. 4. Связная речь Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо Усвоение слогового чтения слов заданной сложности и отдельных более сложных (после анализа) с правильным произнесением всех звуков, в меру громким, отчетливым произнесением слов. Чтение предложений. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами (ежик сидит ... елкой). Правильное четкое слоговое чтение небольших легких текстов. Соблюдение при чтении пауз на точках. Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы по прочитанному. Усвоение правил написания слов и предложений: буквы в слове пишутся рядом, слова в предложении пишутся отдельно, 19 III Март, апрель, май, июнь Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. 1) Закрепление правильного произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков. 2) Различение на слух: [ч] — [т’] — [с’] — [щ], [ц] — [т’] — [с], [щ] — [ч] — [с’] — [ш]. 3) Дифференциация правильно произносимых звуков: [ч] — [т’], [ч] — [с’], [ц] — [с], встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа). Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности. Развитие умения пересказывать тексты. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. в конце предложения ставится точка, начало предложения, имена людей, клички животных, названия городов пишутся с заглавной буквы. Самостоятельное письмо отдельных слов и предложений доступной сложности после устного анализа. 1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия Закрепление полученных ранее навыков. 2. Словарная работа Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов за счет присоединения приставки или суффикса, за счет словосложения. Образование существительных, 1. Звуки и буквы Дальнейшее развитие навыков различения звуков. Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ, ъ (24—31 неделя обучения). Закрепление и дальнейшее развитие навыка использования при письме ранее пройденных букв е, ё и усвоение букв ю, я. Усвоение буквы ь (как знака мягкости) на базе отчетливого произнесения и сравнения твердых и мягких звуков. Усвоение букв ь, ъ 20 [щ] — [ш], [щ] — [ч], [щ] — [с’]. 4) Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи (учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи. 5) Анализ слов сложного звукослогового состава. обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, учительница, ученик; футбол, футболист). Формирование умения использовать образованные слова в составе предложений. Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный...). Образование уменьшительноласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале). Привлечение внимания к многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки). 3. Предложения Закрепление (на новом лексическом материале) навыков составления и распространения предложений. Умение пользоваться предложениями с предлогами «из-под», «из-за»: кот вылез... (из-под) стола. Составление предложений по (разделительный ь и ъ знак) на основе отчетливого произношения и сравнения на слух сочетаний, например: ля-лья. 2. Слово Закрепление навыка звукослогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием. Подбор слов по схемам и моделям. Проведение в занимательной форме упражнений в определении звукового состава слов. Усвоение буквенного состава слов различной сложности. Дальнейшее усвоение навыков выкладывания и письма слов с буквами я, е, ё, й. Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы) постоянно усложняющихся упражнений, направленных на определение буквенного состава 21 опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог...); с относительным местоимением «который» (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат). 4. Связная речь Закрепление всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения. Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной слов. 3. Продолжение Выкладывание из букв разрезной азбуки небольших (3—5 слов) предложений с предварительным орфографическим и звуковым анализом и самостоятельно. Выделение в предложении отдельных слов, написание которых требует применения правил (У Маши болит зуб). 4. Чтение Дальнейшее развитие навыков чтения. Правильное слоговое чтение небольших рассказов с переходом на чтение целыми словами. Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты. Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, 22 речью. Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. загадок. В летний период проводится работа по дальнейшему развитию навыка определения буквенного состава слов, различные упражнения в занимательной форме, выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов и предложений с использованием всех полученных ранее знаний и навыков, закрепление навыков описывания, дальнейшее развитие навыков чтения, формирование навыка сознательного слитного чтения. 1.4. Планируемые результаты Предметные результаты: достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям. А именно: - правильная артикуляция всех звуков речи в различных фонетических позициях и формах речи; - четкая дифференциация всех изученных звуков; - называние последовательности слов в предложении, слогов и звуков в словах; - элементарный звуковой анализ и синтез; 23 - нахождение в предложении слов с заданным звуком, определение места звука в слове; - различение понятий «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; - овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов. - выкладывание из букв разрезной азбуки и печатание слова различного слогового состава. Личностные результаты: - позитивное отношение к самому себе, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах. Метапредметные результаты: - умение общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности; - умение искать и выделять необходимую информацию; - самоконтроль и коррекция. 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год № Основные характеристики образовательного процесса Возрастная группа 5-6 лет 6-7 лет 1. Начало образовательного периода 01 октября 2024г.* 2. Окончание образовательного периода 3. Количество недель в первом полугодии 13 4. Количество недель во втором полугодии 19 5. Количество учебных недель 32 31 мая 2025г. 24 6. Количество учебных дней 32 7. Количество учебных часов в неделю 1 8. Выходные дни производственного календаря согласно 04.11.2024 30-31.12.2024 01-08.01.2025 01-02.05.2025 08-09.05.2025 *В период 01-30.09.2024 ведется набор детей: проводятся родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями. 2.2. Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение программы: Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой обеспечивают: - развитие мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в играх малой подвижности; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; - возможность самовыражения детей. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством. Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон: 1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена шкафами и стеллажами и содержит следующие разделы: 25 1.1. Материалы по обследованию речи детей; 1.2. Методическая литература по коррекции речи детей; 1.3. Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи; 1.4. Учебно-методические планы и другая документация учителялогопеда; 1.5. Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, пластиковых контейнерах, папках и конвертах). 2. Информационная зона для педагогов и родителей Она расположена на стендах («Советы логопеда»): в коридоре, в групповых приемных обновляется регулярно. В логопедическом кабинете имеется подборка популярных сведений о развитии и коррекции речи детей. 3. Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеется приспособление для мобильного расположения наглядного материала, используемого на индивидуальном занятии (изображения основных артикуляционных упражнений, звуковых профилей и т.п.). Кадровые условия Реализацию Программы обеспечивает учитель-логопед. Образование среднее профессиональное или высшее профессиональное. Педагог регулярно (не менее 1 раза в 3 года) проходит повышение квалификации по профилю программы. Краткое описание общей методики работы Индивидуальная работа с ребенком с ФНР и ФФНР включает в себя: • выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы; • закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные согласные звуки [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [в] — [в’], [б] — [б’], [д] — [д’], [г] — [г’] и т. д. Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков; • постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в 26 логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности [с] — [с’], [з] — [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. Озвончение начинается с [з] и [б], в дальнейшем от звука [з], ставится звук [ж], от [б] — [д], от [д] — [т]. Последовательность постановки сонорных [р] и [л] определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям. В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушения. При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук: • в открытых слогах (звук в ударном слоге): са — сани, су — сук, со — совы, сы — сын; • в обратных слогах: ос — нос; • в закрытых слогах: сас — сосна; • в стечении с согласными: ста — станок, сту — стук, ска — миска. Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности. Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением. Дифференциация звуков осуществляется с постепенным усложнением. Например: са—ша, ша—са; саша—шаса; саш—сош; са—ша—са—ша—са. Тренируется быстрое и четкое переключение звуков, различных по месту артикуляции. В период автоматизации большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук. Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может. Методические материалы по разделам логопедической работы Разделы логопедической работы Оборудование 27 Развитие - комплексы упражнений; мелкомоторных - трафареты; навыков - шнуровки; - куклы «Би-ба-бо»; - пуговичный бассейн; - игры с прищепками; - настольный театр; - пальчиковый театр; - массажные мячи; - пазлы; - конструктор ЛЕГО; - наборные бусы; - клубочки; - игры с крупами; - «Волшебный мешочек»; - мозаика; - сухой бассейн; - орешки; - Су – Джок; - застежки; - штриховки; - волчки; - гибкие палочки. - игры на поддувание; - вертушки; - свисток; - коктейльные трубочки; - бутыльки; Развитие - султанчики; просодической - киндер – игрушки на поддувание; стороны речи - комплексы дыхательных упражнений; - «Домик настроений»; - игры на развитие мимической мускулатуры; - игры на развитие голоса; - музыкальные инструменты (губная гармошка, дудочки). 28 - комплексы артикуляционной гимнастики в картинках; - игра «Сказка о весёлом язычке»; - игры – ходилки; - звуковые лабиринты; - ИКТ (комплексы артикуляционной гимнастики); - картинки для изолированного произнесения звуков; - артикуляционные профили; Развитие - фонетические рассказы в картинках; произносительн - настольные логопедические игры – занятия; ой стороны Д/ игры: речи - «Логопедическое лото»; - «Речевая тропинка»; - Веселая азбука «Паравозик»; - Сказочная азбука «Гномики»; - Лесная азбука «Полянка»; - Волшебная азбука «Замок»; - «Киндер - говорки». - Магнитная доска с буквами; 29 - слоговые дорожки; - раздаточный материал для составления звуковых схем; - мягкие игрушки - гномики; - Д/игры: - Сигнальчики»; - «Логопедические кубики»; - « Раздаточный материал по грамоте»; - «Дин и Дон»; - «Логопедическое лото»; - «Фонематика»; - Веселая азбука «Паравозик»; - Сказочная азбука «Гномики»; - Лесная азбука «Полянка»; - Волшебная азбука «Замок»; Развитие - «Составь слово по первым буквам»; фонематически - «Звуковые дорожки»; х процессов - «Весёлые звуки»; - «Составь схему»; - «Цифровой ряд»; - «У кого эти слова»; - «Учимся читать»; - «Играем и читаем»; - «Звуковые дорожки»; - «Делим слова на слоги»; - «Слоги, слова, фигуры»; - «Фонетическое лото»; - «Звонкий - глухой»; - ребусы; - Лото «Веселые звуки»; - «Играем и читаем». - картинки по лексическим темам; - картинки по грамматическим категориям; - семантическое поле; Д/ игры: - «Алеша»; Развитие - «Красочное лото»; лексико – - «Всё о времени»; грамматических - «В мире природы»; категорий - «Ты чей малыш?» - «Чей малыш?» - «Где чья мама?» - «Назови одним словом»; - «Парочки»; - «С какого дерева упал лист?»; 30 - «Подбери признак»; - «Назови, чей дом»; - «Четвёртый лишний»; - «Птицы, обитающие на территории нашей страны»; - «Весёлый пересчёт»; - «Назови ласково»; - «Магазин одежды»; - «Назови одним словом»; - «Город слов». - тексты с проблемным сюжетом; - фланелеграф «Времена года»; - составление рассказов – описаний; - игрушки для инсценировок сказок; - сюжетные картинки и их серии; - наборное полотно; - пиктограммы; - рабочая тетерадь «Путешествие по Екатеринбургу»; - пальчиковый театр; Развитие - настольный театр; связной речи - картотека карточек домашних заданий по развитию словаря; Д/ игры: - «Орлиный глаз»; - «Кактус»; - «Камушки у ручейка»; - «Тени на песке»; - «Волшебная решётка»; - «Весёлые потешки». 2.3. Формы контроля В процессе реализации Программы учитель-логопед проводит логопедическое обследование в начале и в конце работы с ребенком. Источник диагностических материалов - методическое пособие «Методы обследования речи детей» под ред. Г. В. Чиркиной М., 2005 В качестве текущих форм контроля используется наблюдение за произношением ребенка в ходе беседы и специально организованных речевых ситуаций. 31 3. Список литературы Нормативно-правовые акты: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 11.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 12. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» 13. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении 32 информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". 15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Литература для педагога 1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. — С-Пб.: Библиополис, 1994. 2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005. 3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. 4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985. 5. Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4. 6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4 альбомов. – М. ГНОМ и Д, 2007. 7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003. 8. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003. 9. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991. 10. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. 11.Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. М.: Книголюб, 2007. 12.Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб, 2005. 13. Филичива Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием – М.: МГОПИ, 1993 14. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009 Литература для родителей (законных представителей) 1. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. 2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая 33 гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М. ГНОМ и Д, 2008. 3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: 2006. 4. Смирнова Л.Н. Логопедия играем со звуками. - М.: 2005. 34 Приложение 1 Схема логопедического обследования ребенка с ФФН I. Анкетные данные 1. Где находился ребенок до поступления в группу ___________________ 2. Жалобы родителей _______________________________________________ 3. Данные о речевом развитии (появление первых слов, предложений) II. Уровень общего развития ребенка __________________________________ 1. Устойчивость внимания, работоспособность __________________________ 2. Состояние общей и мелкой моторики ________________________________ III. Общее звучание речи (разборчивость, темп, интонация) ______________ 1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата __________________ 2. Произношение звуков: • Свистящие _______________________________________________________ • Шипящие ________________________________________________________ • [Л], [Л’] __________________________________________________________ • [Р], [Р’] __________________________________________________________ • Аффрикаты ______________________________________________________ 3. Различение звуков на слух и в произношении _________________________ 4. Сформированность фонематического восприятия______________________ 5. Произношение слов сложного слогового состава, имеющихся в лексическом запасе ребенка _________________________________________________ Рекомендуется использовать классификацию А. К. Марковой и др. 6. Словарный запас _________________________________________________ 7. Грамматический строй речи ________________________________________ 8. Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ) __________________________________________________________________ В случае выявления нарушений словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи рекомендуется более детальное обследование по методикам Г. А. Каше, О. Е. Грибовой, Г. И. Жаренковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др. Заключение ________________________________________________________ В соответствии с клинико-педагогической классификацией: алалия, дизартрия, ринолалия, дислалия. В соответствии с психолого-педагогической классификацией: фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи. Рекомендации ______________________________________________________ В случае выявления общего недоразвития речи у ребенка, логопедом могут быть даны рекомендации родителям ребенка обратиться на ПМПК для уточнения диагноза. 35