MyxuunmaiibHoe aBTOHOMHOe JOUIKObHOe O6pa3oBaTenbHoe yaperxyeHHe
«Jlerckuii cay KoM6uHMpoBaHHoro Buna Nel «Cosmy6or KopabmuK»
Cxepayioscxas o6smacts,
Pex, yn. Cnoptusuas,
Ten. 8(34364) 3-53-48, goluboikorablik@yandex.ru
|
r.
TIpunsto:
Pewlenvem nefarormyueckoro copeta
MAJIOY «Jletcxnit cay Nol «Tony6oi kopa6mHk»
TIporoxon Nel
or «29» aprycra 2025 r.
JononnuterbHas o6meo6pazoBaTebHas OOUlepa3BuBaloulad Nporpamma
COUMaJILHO-ryMaHHTapHoii HanpaBsleHHoOcTH
«CTyneHbkKH K rpamoTe»
Bospact o6y4aromux 5-7neT
Cpox peanu3aruu 2 roga (64 4aca)
ABTOp-COCTaBHTesIb:
Tleckopa Anna Mpanosua
Yuutemb-soroney,
Tlegaror qonomHuTebHOrO OOpa30BaHHA
r. Pex
№
Содержание
Стр.
п/п
1.
Основные характеристики Программы
2
1.1.
Пояснительная записка
2
1.1.1. Направленность
3
1.1.2. Актуальность
3
1.1.3. Отличительные особенности
4
1.1.4. Адресат
5
1.1.5. Объем и срок освоения
5
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
5
1.2.
Цель и задачи Программы
6
1.3.
Планируемые результаты
7
1.4.
Содержание Программы
8
2.
Организационно-педагогические условия
20
2.1.
Календарный учебный график
20
2.2.
Условия реализации Программы
21
2.3.
Формы контроля и оценочные материалы
22
3.
Список литературы
26
Приложение 1
29
1. Основные характеристики Программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания для проектирования дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН);
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №1678
«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
10. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых"
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 Г. №882/391 «Об утверждении Порядка
2
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с «Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022
№АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей – инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020
№ ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».
1.1.1. Направленность Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ступеньки к грамоте» имеет социально – гуманитарную направленность и
нацелена на развитие фонематического восприятия и связанного с ним
формирования навыков звукового анализа и синтеза слов.
1.1.2. Актуальность программы
Дошкольный возраст играет приоритетную роль в речевом развитии детей.
Это период активного освоения устной речи, становления всех ее сторон:
фонематической, лексической, грамматической. Дошкольный речевой опыт
является опорой при обучении чтению, а в дальнейшем – освоения
3
письменной речи. Психологическая природа процесса чтения широко
рассмотрена в трудах Б.Г. Ананьева, Т.Г. Егорова, Д.Б. Эльконина.
Еще в прошлом веке такие российские ученые, как Л.С. Выготский, Л.И.
Божович, А.П. Усова, Е.И. Тихеева, признавали возможность обучения
грамоте дошкольников.
Период с четырех до пяти лет считают периодом «языковой одаренности»,
когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи. Психологи
считают, что в 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7-8, объясняя это
тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, при этом слова и звуки
ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает
целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается
только придать его интересу направление, необходимое для овладения
навыком чтения.
Ребенок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет
преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:
- чтение и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает
словарный запас;
- чтение помогает запомнить эталоны построения предложений, и он сам
начинает строить свою речь правильно;
- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает
его написание, что поможет ему в будущем правильно писать;
- чтение – это новый вид получения информации, поэтому ребенок сможет
самостоятельно узнавать интересующие его сведения.
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста
приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих
пяти-шести –летних детей для того, чтобы ребенок был успешен в начальной
школе. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы
школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток
информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в
школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления
детей к новым внешним условиям школы, адаптации в новом школьном
коллективе.
Таким образом, необходимость дошкольного обучения детей чтению
продиктована потребностями общественного развития и формирования
личности ребенка.
1.1.3. Отличительные особенности программы
Занятия по программе проводятся учителем-логопедом, который имеет
возможность увидеть и оценить речевые проблемы каждого ребёнка:
словарный запас, грамматику, произношение, фонематические трудности.
На каждом занятии ребенок знакомится с новыми звуками, закрепляет их
4
правильное произношение (артикуляцию звука), знакомится с их свойствами,
учится дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с
графическим образом букв, которыми на письме обозначаются эти звуки.
Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также
обучение элементам грамоты производится только на основе правильного
произносимых ребенком звуков и слов, поэтому весь словесный материал
соответствует данному требованию.
Процесс обучения чтению носит поступательный характер: от простого освоения букв и звуков, правильного их произношения, к более сложному –
составлению слогов, слов и целых предложений. В результате ребёнок не
только осваивает чтение, но и развивается в целом.
Преимуществом данной программы является то, что она служит
профилактикой серьезных логопедических проблем, с которыми
сталкиваются
многие
школьники: дислексии (нарушения
чтения)
и дисграфии (нарушения письма).
1.1.4. Адресат программы
Программа предназначена для детей дошкольного возраста 5-7 лет.
Наполняемость группы – 15 человек.
В
группу
реализации
Программы
принимаются
обучающиеся,
психофизиологически готовые к обучению грамоте (с достаточно развитым
зрительным и слуховым вниманием, мышлением, памятью, устной речью и
пальчиковой моторикой). Психофизиологическая готовность определяется в
процессе собеседования с педагогом, реализующим программу.
1.1.5. Объем программы и срок освоения Программы
Объем программы: 64 часа (32 часа в год).
Срок освоения программы: программа рассчитана на 2 года обучения (64
часа). Занятия начинаются в октябре, заканчиваются в мае. В сентябре
организуется опрос родителей, проводятся родительские собрания, беседы с
детьми.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность академического часа – 25 минут (дети 5-6 лет), 30 минут
(дети 6-7 лет).
Форма обучения
Обучение производится в форме фронтальных занятий в малых группах (до 15
человек) с использованием игровых методик.
5
Виды занятий
Занятия включают в себя теоретический и практический материал, который
сопровождается объяснением, показом и демонстрацией наглядных пособий.
Практическая часть представлена в виде игровых заданий, которые включают
динамические паузы и графические упражнения. Таким образом, основной
вид занятий по программе - практическое занятие с элементами теории.
Основной формой подведения итогов является диагностика в процессе
специально организованной педагогической ситуации.
По завершении первого года обучения исследуется состояние фонематических
процессов, артикуляционной моторики, звукопроизношение, речевое
дыхание, фонематический анализ и синтез. По завершении второго года
обучения к данным показателям добавляется диагностика фонематических
представлений, пространственных представлений, первоначальные навыки
чтения.
Для определения промежуточных результатов используются наблюдение за
правильностью выполнения игровых заданий.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель программы: формирование у дошкольников мотивационной,
когнитивной и языковой готовности к овладению элементами грамоты.
Задачи программы
Первый год обучения
Обучающие
- Познакомить с терминами: «звук», «гласный звук», «согласный звук»,
«буква», «слог», «слово», «предложение»;
- Формировать умение характеризовать звук по артикуляционноакустическим признакам;
- Обучать элементам грамоты.
Развивающие
- Тренировать артикуляционную моторику, звукопроизношение, темп, ритм,
интонацию, речевое дыхание;
- Развивать слуховое и речевое внимание, фонематический слух,
фонематическое восприятие;
- Развивать навыки общения и связной речи;
- Формировать навыки ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости,
в пространстве.
Воспитательные
- Формировать интерес к чтению;
- Воспитывать выдержку, волевое усилие, способность быстро переключать
внимание;
6
Воспитывать
аккуратность.
активность,
самостоятельность,
любознательность,
Второй год обучения
Обучающие
- Совершенствовать умение характеризовать звук по артикуляционноакустическим признакам;
- Формировать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;
- Учить преобразовывать слоги, слова путем замены в них частей;
- Учить ориентироваться в пространстве листа;
- Формировать первоначальные навыки чтения и графические навыки.
Развивающие
- Совершенствовать артикуляционную моторику, звукопроизношение, темп,
ритм, интонацию, речевое дыхание;
- Совершенствовать слуховое и речевое внимание, фонематический слух,
фонематическое восприятие;
- Отрабатывать навыки общения и связной речи;
- Формировать навыки ориентировки на листе бумаги;
- Развивать графические навыки.
Воспитательные
- Содействовать развитию интереса к чтению;
- Продолжать воспитывать выдержку, волевое усилие, способность быстро
переключать внимание;
- Поддерживать активность, самостоятельность, любознательность,
аккуратность.
1.3. Планируемые результаты
Первый год обучения
Метапредметные результаты:
- ориентирован на партнера по общению: умеет слушать собеседника, задавать
вопросы;
- осуществляет действия по образцу и заданному правилу.
Личностные результаты:
- проявляет инициативность;
- способен прилагать волевое усилие;
- стремится узнать новое, овладеть чтением.
Предметные результаты
- развита артикуляционная моторика;
- правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
- владеет развитым слуховым восприятием и вниманием;
7
- темп речи, ритм, интонация и речевое дыхание соответствует норме;
- слышит и выделяет в словах некоторые звуки;
- знаком с терминами: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «буква»,
«слог», «слово», «предложение»;
- умеет характеризовать звук по артикуляционно-акустическим признакам
Второй год обучения
Метапредметные результаты
- обладает навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- стремиться узнавать новое.
Личностные результаты
- проявляет инициативность и самостоятельность;
- умеет адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
- обладает навыками самоконтроля (находит и исправляет ошибки).
- интересуется чтением.
Предметные результаты
- сформированы начальные фонематические представления, начальные
навыки фонематического анализа и синтеза;
- успешно ориентируется в пространстве листа;
- сформированы первоначальные графические навыки и навыки чтения.
1.4. Содержание Программы
Учебный план
№
Раздел
Количество
Формы
часов
контроля
Теория/Практика*
Первый год обучения
1.
Формирование правильного 2/2
звукопроизношения
и
развитие
фонематического
восприятия
2.
Обучение элементам грамоты
28/28
4.
Диагностика
2/2
Наблюдение за
правильностью
выполнения
игровых
заданий
Наблюдение за
правильностью
выполнения
игровых
заданий
Диагностика в
8
процессе
специально
организованной
педагогической
ситуации
Итого:
Второй год обучения
1.
Обучение элементам грамоты
32/32
32
17/17
Наблюдение за
правильностью
выполнения
игровых
заданий
2.
Формирование элементарных 13/13
навыков чтения
4.
Диагностика
Наблюдение за
правильностью
выполнения
игровых
заданий
Диагностика в
процессе
специально
организованной
педагогической
ситуации
Итого:
Всего по программе:
2/2
32/32
64
* Отдельные теоретические занятия в программе отсутствуют. Теоретическая
составляющая присутствует в каждом занятии и составляет 1/3 времени
занятия.
Содержание учебного плана
Первый год обучения
Формирование
правильного
звукопроизношения
фонематического восприятия
Занятие 1
Теория. Правильная артикуляция гласных звуков
и
развитие
9
Практика. Упражнения на отработку правильной артикуляции гласных
звуков. Игры на развитие речеслухового внимания, фонематического слуха,
речевого дыхания.
Занятие 2
Теория. Правильная артикуляция гласных звуков
Практика. Упражнения на отработку правильной артикуляции гласных
звуков. Игры на развитие речеслухового внимания, фонематического слуха,
речевого дыхания.
Обучение элементам грамоты
Занятие 3
Теория. Правильное произношение и характеристика гласного звука «у».
Понятие «гласный звук», буква У
Практика. Игры на обучение выделять звук «у» из ряда гласных, из слов в
ударной и безударной позиции в начале слова. Обведение буквы по контуру и
написание в широкой строке (прием трех последовательных действий).
Занятие 4
Теория. Правильное произношение и характеристика гласного звука «а».
Буква А.
Практика. Игры на обучение выделять звук «а» из ряда гласных, из слов в
ударной и безударной позиции в начале слова. Обведение буквы по контуру и
написание в широкой строке.
Занятие 5
Теория. Различие звуков «у» и «а» в словах. Синтез звукосочетаний «ау», «уа».
Практика. Упражнения и игры на различение звуков «у» и «а» в словах,
выделение звуков в начале и конце слова, на развитие навыка звукового
анализа и синтеза звукосочетаний «ау», «уа» и их составления. Обведение
букв, звукосочетаний «ау», «уа» по контуру и написание в широкой строке.
Занятие 6
Теория. Правильное произношение и характеристика гласного звука «и».
Буква И
Практика. Игры на обучение выделять звук «и» из ряда гласных, из слов в
начале и конце слова. Обведение буквы по контуру и написание в широкой
строке.
Занятие 7
10
Теория. Правильное произношение и характеристика гласных звуков «а», «у»,
«и».
Практика. Игры и упражнения на умение выделять звуки «а», «у», «и» в
начальной позиции и конце слова, придумывать слова на заданные звуки.
Анализ звукового ряда из трех элементов и составление его из букв разрезной
азбуки. Развитие графических навыков: написание звукосочетаний типа: ауи,
уаи в широкой строке.
Занятие 8
Теория. Правильное произношение и характеристика гласного звука «о».
Буква О.
Практика. Игры на обучение выделять звук «о» из ряда гласных, из слов в
начале и конце слова. Анализ звуковых рядов: ои, ио, иао и др. составление их
из букв. Развитие графических навыков: написание звукосочетаний типа: аои,
уаи и т.д. в широкой строке.
Занятие 9
Теория. Правильное произношение и характеристика гласного звука «м».
Понятия: «согласный звук», «твердый согласный звук», «звонкий согласный
звук». Буква М.
Практика. Игры и упражнения на определение места звука «м» в начале и
конце слов. Анализ слогов типа ам, ом и умение составлять их из букв.
Развитие графических навыков: обведение буквы по контуру и написание
букв, обратных слогов в широкой строке.
Занятие 10
Теория. Правильное произношение и характеристика гласного звука «мь».
Понятия: «согласный звук», «мягкий согласный звук», «звонкий согласный
звук». Буква М.
Практика. Определение места звука в начале и середине слова. Умение
выделять и дифференцировать звуки «м» и «мь» в слогах и словах. Звуковой
анализ слогов ми, му, опираясь на четкие кинестетические ощущения и
составление их из букв. Формирование умения выделять гласный звук в
положении после согласного. Развитие графических навыков: написание
прямых слогов в широкой строке.
Занятие 11
Теория. Правильное произношение и характеристика согласного звука «н».
Буква Н.
Практика. Определение места звука в начале слова, середине и конце слова.
Формирование умения выделять гласный звук в положении после согласного.
11
Звуковой анализ и синтез слогов он, но. Развитие графических навыков:
обведение букв по контуру и написание букв, обратных и прямых слогов в
широкой строке.
Занятие 12
Теория. Правильное произношение и характеристика согласного звука «нь»,
его характеристика. Буква Н.
Практика. Умение выделять звук «нь» в словах. Развитие умения
дифференцировать звучание согласных звуков по твердости и мягкости.
Формирование умения выделять гласный звук в положении после согласного.
Проведение звукового анализа слогов на, ни и составление их из букв азбуки.
Занятие 13
Теория. Дифференциация звуков «н» - «м». Буквы Н, М.
Практика. Умение выделять данные звуки в словах, дифференцировать их в
слогах, словах. Формирование процессов звукового анализа и синтеза слогов
типа ам, ан, ма, на и др., составление их из букв.
Занятие 14
Теория. Правильное произношение и характеристика согласного звука «п», его
характеристика. Буква П.
Практика. Умение выделять звук в начальной позиции, середине и конце
слова. Формирование умения выделять гласный звук в положении после
согласного. Проводить звуковой анализ слогов ап, па и составление их из букв.
Развитие графических навыков: обведение букв по контуру и написание букв
в обратных и прямых слогах в широкой строке.
Занятие 15
Теория. Правильное произношение и характеристика согласного звука «пь»,
его характеристика. Дифференциация звуков «п» и «пь». Буква П.
Практика. Умение выделять звук «пь» в словах. Формирование
фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по
признаку «твердость» - «мягкость». Дифференцировать звуки «п» и «пь» в
слогах, словах. Формирование умения выделять гласный звук в положении
после согласного. Проведение звукового анализа слогов, слов (пи, пин).
Развитие графических навыков написания слогов, слов в широкой строке.
Занятие 16
Теория. Правильное произношение и характеристика согласного звука «т».
Буква Т.
12
Практика. Формирование навыков выделения звука из ряда других звуков,
слог с заданным звуком из ряда других слогов. Учить определять место звука
в начале, середине, конце слова. Проведение звукового анализа слов ток, так.
Умение анализировать звуковой состав слов, нахождение общего и отличий
между ними. Развитие графических навыков: обведение букв по контуру,
написание прямых и обратных слогов, односложных слов в широкой строке.
Преобразование слов путем замены гласных: ток-так-тук.
Занятие 17
Теория. Правильное произношение и характеристика согласного звука «к».
Буква К.
Практика. Формирование навыков выделения звука из ряда других звуков,
слог с заданным звуком из ряда других слогов. Учить определять место звука
в начале, середине, конце слова. Проведение звукового анализа слогов ко, ку,
и др. Развитие графических навыков: обведение букв по контуру, написание
прямых и обратных слогов, односложных слов в широкой строке.
Занятие 18
Теория. Правильное произношение и характеристика согласного звука «кь»,
его характеристика. Дифференциация звуков «к» и «кь». Буква К.
Практика. Умение выделять звук «кь» в словах. Дифференцировать звуки «к»
и «кь» в слогах, словах. Умение различать твердость и мягкость звучания
согласных звуков. Формирование умения выделять гласный звук в положении
после согласного. Проведение звуко - буквенного анализа слов кит, кот,
находя общее и отличие между ними.
Занятие 19
Теория. Дифференциация звуков «к», «т». Буквы К, Т.
Практика. Умение различать и выделять в слогах, словах звуки «к», «т».
Закреплять умение находить предметы на определенный звук. Развивать
навык обозначения звуков буквами. Формирование навыка преобразования
слогов путем замены одного звука на другой.
Занятие 20
Теория. Правильное произношение и характеристика согласного звука «х».
Буква Х.
Практика. Выделение звука «х» в словах. Умение отбирать слова на заданный
звук. Развивать умение определять место звука в начале, середине и конце
слова. Формирование умения выделять гласный звук в положении после
согласного. Развивать графические навыки: обведение букв по контуру и
написание букв, обратных и прямых слогов в широкой строке.
13
Занятие 21
Теория. Правильное произношение и характеристика согласного звука «хь».
Дифференциация звуков «х» и «хь». Буква Х.
Практика. Развитие умения дифференцировать звуки «х» и «хь» в слогах,
словах. Различение звучания мягких и твердых согласных звуков.
Формирование умения выделять гласный звук в положении после согласного.
Проводить звуковой анализ слогов, слов хи, хит, ах, ха. Развивать графические
навыки написания слогов и односложных слов.
Занятие 22
Теория. Дифференциация звуков «к», «х». Буквы К, Х.
Практика. Умение различать и выделять в слогах, словах звуки «к», «х».
Формирование навыка преобразования слогов путем замены одного звука на
другой.
Занятие 23
Теория. Правильное произношение и характеристика гласного звука «ы».
Буква Ы.
Практика. Выделение звука в середине и конце слова. Закрепление умения
выделять гласные звуки в начале и конце слова, подбирать картинки к
заданным схемам. Развивать графические навыки: обведение букв по контуру
и написание букв, обратных и прямых слогов в широкой строке.
Занятие 24
Теория. Дифференциация звуков «ы», «и». Буквы Ы, И.
Практика. Формировать навык дифференциации сложных гласных звуков в
односложных словах, на концах слов. Закреплять умение образовывать
множественное число существительных, выделение гласных звуков в конце
данных слов.
Занятие 25
Теория. Правильное произношение и характеристика согласных звуков «в»,
«вь». Дифференциация звуков «в» и «вь». Буква В. Понятие «предложение».
Практика. Выделять звуки из ряда других звуков, слогов, слов. Подбор слов
(картинок) к заданному слогу. Формирование умения выделять гласный звук
в положении после согласного. Проводить звуковой анализ слов вот, ива.
Выделять и дифференцировать звуки «в» и «вь». Проводить анализ схем
предложений. Развивать графические навыки написания простого
предложения (Вот Вика) в широкой строке.
14
Занятие 26
Теория. Правильное произношение и характеристика согласных звуков «ф»,
«фь». Дифференциация звуков «ф» и «фь». Буква Ф.
Практика. Выделять звуки «ф» и «фь» в слогах, словах. Проводить звукобуквенный анализ слогов типа фу, фа и слого-звуко-буквенный анализ слова
фата. Развивать графические навыки написания слогов, слов.
Занятие 27
Теория. Дифференциация звуков «в» - «ф» (дифференциация звонких и глухих
согласных). Буквы В, Ф.
Практика. Формирование умения находить общие и отличительные свойства
звуков по схеме. Умение подбирать слова на заданный звук. Учить
преобразовывать слоги, слова путем замены одного звука на другой (замена
«ф» - «в» или «в» - «ф»)
Занятие 28
Теория. Правильное произношение и характеристика согласных звуков «б»,
«бь». Дифференциация звуков «б» и «бь». Буква Б.
Практика. Умение находить общие и отличительные свойства звуков по
схеме. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого
различения звуков по признаку «твердость – мягкость». Уметь выделять и
различать звуки «б» и «бь» в слогах, словах. Учить преобразовывать слоги
путем замены одного звука на другой «б» и «бь». Уметь подбирать слова на
заданный звук. Проводить звуко-буквенный анализ слов бим, бом. Развивать
графические навыки: обведение букв по контуру и написание букв, прямых
слогов, слов в широкой строке.
Занятие 29
Теория. Дифференциация звуков «б» - «п» (дифференциация звонких и глухих
согласных). Буквы Б, П.
Практика. Учить слухопроизностительной дифференциации звуков «б» - «п»,
находить общие и отличительные свойства звуков по схеме. Развивать умение
дифференцировать звуки «б» - «п» в слогах, словах, предложениях. Закреплять
умение подбирать слова на заданный звук. Продолжать формировать умение
преобразовывать прямые слоги путем замены одного звука на другой.
Составление предложений по опорным словам. Развитие графических
навыков.
Занятие 30
Теория. Правильное произношение и характеристика согласных звуков «д»,
«дь». Дифференциация звуков «д» и «дь». Буква Д.
15
Практика. Умение находить общие и отличительные свойства звуков по
схеме. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого
различения звуков по признаку «твердость – мягкость». Уметь выделять и
различать звуки «д» и «дь» в слогах, словах. Преобразование слогов путем
замены одного звука на другой («д», «дь»). Подбор слова на заданный звук.
Звуко-буквенный анализ слова Ди-ма. Развитие графических навыков:
обведение букв по контуру и написание букв, прямых слогов, слов в широкой
строке.
Занятие 31
Итоговое «В мире звуков»
Практика Развитие фонематических процессов в занимательных заданиях и
словесно-дидактических играх.
Занятие 32
Диагностическое
Второй год обучения
Обучение элементам грамоты
Занятие 1
Теория. Правильное произношение и характеристика согласных звуков «т»,
«ть». Дифференциация звуков «т» и «ть». Буква Т.
Практика. Умение находить общие и отличительные свойства звуков по
схеме. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого
различения звуков по признаку «твердость – мягкость». Уметь выделять и
различать звуки «т» и «ть» в слогах, словах. Преобразование слогов путем
замены одного звука на другой («т», «ть»). Подбор слова на заданный звук.
Звуко-буквенный анализ слов тик, так. Развитие графических навыков:
обведение букв по контуру и написание букв, прямых слогов, слов в широкой
строке.
Занятие 2
Теория. Дифференциация звуков «д» - «т» (дифференциация звонких и глухих
согласных). Буквы Д, Т.
Практика. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого
различения звуков по признаку «глухость –звонкость». Умение находить
общие и отличительные свойства звуков по схеме. Развивать умение
дифференцировать звуки «т», «д» в слогах, словах. Преобразовывать прямые
слоги путем замены одного звука на другой (замена «д» - «т», «т» - «д»).
Развитие графических навыков.
16
Занятие 3
Теория. Правильное произношение и характеристика согласных звуков «г»,
«гь». Дифференциация звуков «г» и «гь». Буква Г.
Практика. Умение находить общие и отличительные свойства звуков по
схеме. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого
различения звуков по признаку «твердость – мягкость». Уметь выделять и
различать звуки «г» и «гь» в слогах, словах. Преобразование слогов путем
замены одного звука на другой («г», «гь»). Подбор слова на заданный звук.
Звуко-буквенный анализ слова но-ги. Развитие графических навыков:
обведение букв по контуру и написание букв, прямых слогов, слова ноги в
широкой строке.
Занятие 4
Теория. Дифференциация звуков «г» - «к» (дифференциация звонких и глухих
согласных). Буквы Г, К.
Практика. Учить слухопроизностительной дифференциации звуков «г» - «к»,
находить общие и отличительные свойства звуков по схеме. Развивать умение
дифференцировать звуки «г» - «к» в слогах, словах, предложениях. Закреплять
умение подбирать слова на заданный звук. Продолжать формировать умение
преобразовывать прямые слоги путем замены одного звука на другой.
Составление предложений с заданными словами. Развитие графических
навыков.
Занятие 5
Теория. Правильное произношение и характеристика согласных звуков «с»,
«сь». Дифференциация звуков «с» и «сь». Буква С.
Практика. Умение находить общие и отличительные свойства звуков по
схеме. Выделение и различение звуков «с», «сь» в слогах, словах.
Преобразование слогов путем замены одного звука на другой («с», «сь»).
Подбор слова на заданный звук. Преобразование слов путем замены гласного
звука на другой: сом-сок-сон-сын. Звуко-буквенный анализ слова Си-ма.
Развитие графических навыков: обведение букв по контуру и написание букв,
прямых слогов, слова ноги в широкой строке.
Занятие 6
Теория. Правильное произношение и характеристика согласных звуков «з»,
«зь». Дифференциация звуков «з» и «зь». Буква З.
Практика. Умение находить общие и отличительные свойства звуков по
схеме. Выделение и различение звуков «з», «зь» в слогах, словах.
17
Преобразование слогов путем замены одного звука на другой («с», «сь»).
Подбор слова на заданный звук. Преобразование слов путем замены одного
звука на другой. Звуко-буквенный анализ слова Зи-на.
Занятие 7
Теория. Дифференциация звуков «с» - «з» (дифференциация звонких и глухих
согласных). Буквы С, З.
Практика. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого
различения звуков по признаку «глухость –звонкость». Умение находить
общие и отличительные свойства звуков по схеме. Развивать умение
дифференцировать звуки «с», «з» в слогах, словах. Выделение звука в словах,
соотнесение звука с символом. Преобразование прямых слогов, слов путем
замены одного звука на другой (замена «с» - «з», «з» - «с»). Развитие
графических навыков.
Занятие 8
Теория. Правильное произношение и характеристика согласного звука «ш».
Буква Ш.
Практика. Выделение звука «ш» из ряда других звуков, слогов, слов.
Определение позиции звука в слове (начало, середина). Преобразование слов
путем замены одной части слова на другую: кашка-кошка-мошка-мищкамышка-пышка. Развитие графических навыков: обведение букв по контуру и
написание букв, прямых слогов, слов в широкой строке.
Занятие 9
Теория. Правильное произношение и характеристика согласного звука «ж».
Буква Ж.
Практика. Выделение звука «ж» из ряда других звуков, слогов, слов.
Определение позиции звука в слове (начало, середина). Проведение звукобуквенного анализа слова жук. Развитие графических навыков: обведение
букв по контуру и написание букв, прямых слогов, слов в широкой строке.
Занятие 10
Теория. Дифференциация звуков «ш» - «ж» (дифференциация звонких и
глухих согласных). Буквы Ш, Ж.
Практика. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого
различения звуков по признаку «глухость –звонкость». Умение находить
общие и отличительные свойства звуков по схеме. Выделять в словах звуки
«ш», «ж», соотнесение звука с символом. Подбор слова на заданный звук.
Преобразование прямых слогов, слов путем замены одного звука на другой
(замена «ш» - «ж», «ж» - «ш»). Развитие графических навыков.
18
Занятие 11
Теория. Дифференциация звуков «с» - «ш». Буквы С, Ш.
Практика.
Обучение
слухопроизносительной
дифференциации
оппозиционных согласных звуков «с» - «ш». Умение находить общие и
отличительные свойства звуков по схеме. Выделять в словах звуки «с», «ш»,
соотнесение звука с символом. Подбор слова на заданный звук.
Преобразование прямых слогов, слов путем замены одного звука на другой
(замена «ш» - «с», «с» - «ш»). Развитие графических навыков.
Занятие 12
Теория. Дифференциация звуков «з» - «ж». Буквы З, Ж.
Практика.
Обучение
слухопроизносительной
дифференциации
оппозиционных согласных звуков «з» - «ж». Умение находить общие и
отличительные свойства звуков по схеме. Выделять в словах звуки «з», «ж»,
соотнесение звука с символом. Подбор слова на заданный звук.
Преобразование прямых слогов, слов путем замены одного звука на другой
(замена «з» - «ж», «ж» - «з»). Развитие графических навыков.
Занятие 13
Теория. Дифференциация звуков «з» - «ж», «с» - «ш». Буквы З, Ж, С, Ш.
Практика. Выделение в словах данных звуков и соотнесение их с символами.
Развитие графических навыков.
Занятие 14
Теория. Правильное произношение и характеристика согласных звуков «л»,
«ль». Буква Л.
Практика. Формирование умения характеризовать звуки, находя общие и
отличительные свойства. Выделение согласных звуков «л», «ль» в слогах,
словах и предложениях. Формирование умения определять порядковое место
звуков в слове. Формирование операции звукового анализа и синтеза слов.
Чтение слогов, слов. Развитие графических навыков. Знакомство с
графическим написанием буквы л.
Занятие 15
Теория. Правильное произношение и характеристика согласных звуков «р»,
«рь». Буква Р.
Практика. Формирование умения характеризовать звуки, находя общие и
отличительные свойства. Выделение согласных звуков «р», «рь» в слогах,
словах и предложениях. Формирование умения определять порядковое место
звуков в слове. Формирование операции звукового анализа и синтеза слов.
19
Чтение слогов, слов. Развитие графических навыков. Знакомство с
графическим написанием буквы Р.
Занятие 16
Теория. Дифференциация звуков «л» - «р», «ль» - «рь». Буквы Л, Р.
Практика. Выделение согласных звуков «л» - «р», «ль» - «рь» в слогах, словах,
предложениях. Формирование навыка преобразование слогов, слов с
помощью замены букв. Формирование операции слогового, звукового анализа
слов. Формирование навыка определения количества предложений в тексте,
количество и последовательность слов в предложениях. Развитие графических
навыков.
Занятие 17
Теория. Правильное произношение и характеристика гласного звука «э».
Буква Э.
Практика. Определение порядкового места звука «э» в слове. Проведение
звукобуквенного анализа слов. Формирование навыка чтения. Знакомство с
графическим написанием буквы.
Формирование элементарных навыков чтения
Занятия 18-20
Теория. Понятие ударного слога, «ударная гласная», «безударная гласная»
Практика. Деление слов на слоги, выделение гласных в слогах, построение
слоговых схем слов. Формирование навыка выделения ударной гласной в
ударном слоге. Составление «прямых слогов». Соотнесение слов с нагляднографическими схемами. Схема предложения. Развитие графических навыков.
Занятия 21-25
Теория. Понятие «обратный слог».
Практика. Звуковой анализ и синтез «обратных слогов». Составление
«обратных слогов». Соотнесение слов с наглядно-графическими схемами.
Схема предложения. Формирование навыка чтения. Развитие графических
навыков.
Занятия 26-30
Теория. Слоги со стечением согласных.
Практика. Составление слогов: прямых, обратных, сложных (со стечением
согласных). Формирование навыка чтения «сложных» слогов, слов с
использованием графической подсказки. Соотнесение слов с нагляднографическими схемами. Схема предложения. Развитие графических навыков.
20
Занятие 31
Итоговое «Занимательная грамота»
Практика. Закрепление навыков сформированных фонематических процессов
в игре, занимательных заданиях.
Занятие 32
Диагностика
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
№
Основные
характеристики Возрастная группа
образовательного процесса
5-6 лет
6-7 лет
1.
Начало образовательного периода
01 октября 2025г.*
2.
Окончание образовательного периода
31 мая 2026г.
3.
Количество недель в первом полугодии
13
4.
Количество недель во втором полугодии
19
5.
Количество учебных недель
32
6.
Количество учебных дней
32
7.
Количество учебных часов в неделю
1
8.
Выходные
дни
производственного календаря
согласно 03.11.2025
04.11.2025
31.12.2025
01-09.01.2026
23.02.2026
09.03.2026
01.05.2026
11.05.2026
*В период 01-30.09.2025 ведется набор детей: проводятся родительские
собрания, индивидуальные беседы с родителями.
2.2. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы
21
Для реализации программы предусмотрено отдельное помещение,
оборудованное достаточным количеством столов и стульев.
Специальное оборудование:
- зеркала для индивидуальной работы;
- мольберт;
- демонстрационное панно;
- ноутбук и интерактивная доска
Раздаточный материал
- касса букв;
- слоговые схемы;
- фишки красного, синего и зеленого цветов;
- карточки для звукового анализа слов и определения позиции звука в слове;
- цветные карандаши (6 основных цветов);
- простой карандаш;
- ластик;
- тетрадь.
Информационно-методические условия
Методические материалы
- Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Ступеньки грамоты для дошколят;
- Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Ступеньки грамоты для дошколят;
- Пропись к рабочей тетради для детей 5-6 лет. Ступеньки грамоты для
дошколят;
- Пропись к рабочей тетради для детей 6-7 лет. Ступеньки грамоты для
дошколят;
Демонстрационный материал:
- символы звуков русского языка;
- плакат для характеристики звуков
- магнитная азбука;
- карточки эмоций;
- схемы позиций звука
- картинки с сюжетами о временах года и явлениях природы;
- картинки с изображением животных и среды их обитания;
- изображение овощей и фруктов, предметов быта, сказочных персонажей и т.
д.;
- муляжи фруктов и овощей;
- карточки с изображением бытовых сценок;
- картинки с изображением людей, транспорта, городов;
- раздаточный и демонстрационный материал: с фруктами, овощами,
животными, с разным расположением предметов, геометрические фигуры,
22
мячи
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
Для определения эффективности и результативности программы
используются следующие формы контроля и диагностические материалы:
Вид контроля
Цель проведения
Входной контроль
Определение уровня
развития обучающихся
Оценка качества освоения
учебного материала,
корректировка методов
обучения
Определение успешности
освоения программы и
установление соответствия
достижений обучающихся
планируемым результатам.
Текущий контроль
Итоговый
контроль
Диагностический
инструментарий
Беседа, наблюдение
Наблюдение за
правильностью выполнения
игровых заданий
Диагностика в процессе
специально организованной
педагогической ситуации
Характеристика оценочных материалов
(первый год обучения)
Личностные результаты
Планируемые
результаты
Проявляет
инициативность.
Стремится узнать
новое,
овладеть
чтением.
Критерии
оценивания
Виды
контроля
Интерес к занятиям
поддерживается извне –
навык не сформирован ()
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Наблюдение
Текущий
Итоговый
Интерес периодически
поддерживается самим
ребенком (/)
Интерес
поддерживается
ребенком (+)
всегда
самим
23
Способен
Волевые
усилия
прилагать волевое побуждаются извне –
усилие.
навык не сформирован ()
Самим ребенком иногда
–
навык
частично
сформирован (/)
Метапредметные
результаты
Ориентирован на
партнера по
общению: умеет
слушать
собеседника,
задавать вопросы;
Волевое усилие всегда
прикладывает
сам
ребенок
–
навык
сформирован (+)
Периодически
провоцирует
конфликты. Избегает
участия в подгрупповых
заданиях – навык не
сформирован (-)
Старается избегать
конфликтов. Участвует
в подгрупповых
заданиях при
побуждении извне –
навык частично
сформирован (/)
Пытается
самостоятельно уладить
конфликт. Инициативен
при выполнении парных
заданий – навык
сформирован (+)
Наблюдение
Текущий
Итоговый
Текущий
Наблюдение
Итоговый
24
Предметные результаты
Осуществляет
действия по
образцу и
заданному правилу.
Развита
артикуляционная
моторика
Владеет развитым
слуховым
восприятием
и
вниманием
Правильно
произносит звуки (в
соответствии
с
онтогенезом)
Темп речи, ритм,
интонация
и
речевое
дыхание
соответствует
норме
Слышит и выделяет
в словах некоторые
звуки
Требуется постоянная,
значительная
разъясняющая и
сопровождающая
помощь при
выполнении заданий по
образцу и заданному
правилу – навык не
сформирован (-)
К разъясняющей
помощи педагога
прибегает время от
времени, стремится
доделать задание до
конца – навык
сформирован частично
(/)
Задания выполняет
самостоятельно.
Самостоятельно
находит и исправляет
ошибки – навык
сформирован (+)
Результат выполнения
выражается в
следующих
формулировках: навык
сформирован +,
частично сформирован /,
не сформирован -.
Данные служат
материалом для
наблюдения за
изменениями у ребенка
в процессе освоения
программы и
инструментом
корректировки
образовательной
деятельности.
(Приложение 1)
Текущий
Наблюдение
Итоговый
Текущий
Итоговый
Диагностика
в
процессе
специально
организованной
педагогической
ситуации.*
25
Знаком
с
терминами: «звук»,
«гласный
звук»,
«согласный звук»,
«буква»,
«слог»,
«слово»,
«предложение»;
Умеет
характеризовать
звук
по
артикуляционноакустическим
признакам
Характеристика оценочных материалов
(второй год обучения)
Личностные результаты
Планируемые
результаты
Проявляет
инициативность и
самостоятельность.
Интересуется
чтением.
Стремится узнавать
новое.
Критерии
оценивания
Виды
контроля
Интерес к занятиям
поддерживается извне –
навык не сформирован ()
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Наблюдение
Интерес периодически
поддерживается самим
ребенком (/)
Интерес
всегда
поддерживается самим
ребенком (+)
Текущий
26
Умеет
адекватно
понимать оценку
взрослого
и
сверстника.
Оценку со стороны
взрослого
или
сверстника
воспринимает негативно
– навык не сформирован
(-)
Наблюдение
Итоговый
Оценку выслушивает,
но на результативности
деятельности это не
отражается – навык в
стадии формирования (/)
Оценку выслушивает,
стремится
исправить
ошибки
–
навык
сформирован (+)
Обладает навыками Ребенок
постоянно
самоконтроля.
должен
контролироваться извне
– навык не сформирован
(-)
Наблюдение
Периодически
контролирует сам себя –
навык
сформирован
частично (/)
Ребенок контролирует
сам себя. Способен
самостоятельно найти и
справить ошибки –
навык сформирован (+)
27
Метапредметные
результаты
Предметные результаты
Обладает навыками Периодически
сотрудничества со провоцирует
взрослыми
и конфликты. Избегает
сверстниками;
участия в подгрупповых
заданиях – навык не
сформирован (-)
Старается избегать
конфликтов. Участвует
в подгрупповых
заданиях при
побуждении извне –
навык частично
сформирован (/)
Пытается
самостоятельно уладить
конфликт. Инициативен
при выполнении парных
заданий – навык
сформирован (+)
Сформированы
Результат выполнения
выражается в
начальные
следующих
фонематические
формулировках: навык
представления,
сформирован +,
начальные навыки частично сформирован
фонематического
/, не сформирован -.
анализа и синтеза;
Данные служат
материалом для
Успешно
ориентируется
в наблюдения за
изменениями у ребенка
пространстве
в процессе освоения
листа;
программы и
Сформированы
инструментом
первоначальные
корректировки
графические
образовательной
навыки и навыки деятельности.
(Приложение 1)
чтения.
Текущий
Итоговый
Диагностика
в
процессе
специально
организованной
педагогической
ситуации.*
*Инструментарий для педагогической диагностики – диагностические
таблицы, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и определять
успешность освоения программы основаны на рекомендациях, приведенных
И.А. Березняк и И.В. Темаевой в Парциальной образовательной программе по
звуковой культуре речи и обучению грамоте «Ступеньки к грамоте для
дошколят». Результат выполнения выражается в следующих формулировках:
навык сформирован +, частично сформирован /, не сформирован -. Данные
28
служат материалом для наблюдения за изменениями у ребенка в процессе
освоения программы и инструментом корректировки образовательной
деятельности. (Приложение 1)
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН);
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №1678
«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
10. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых"
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
29
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 Г. №882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с «Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022
№АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей – инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020
№ ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
Литература, использованная при составлении программы
1. Развиваем речь и мышление дошкольника: Программно-методические
указания/ под ред. ФиличевойТ.Б., Тумановой Т.В., Соболевой А.В. Москва:
В. Секачев, 2018. – 228 с.
2. Березняк И.А., Темаева И.В. Ступеньки к грамоте для дошколят.
Парциальная образовательная программа по звуковой культуре речи и
обучению грамоте. Саратов: ИЦ «Наука», 2024. – 249 с.
30
3. Костылева Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для
детей 5-6 лет. Москва: АСТ: Астрель, 2014 – 110 с.
4. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Москва: Гном и Д.,
2005. – 32 с.
Литература для обучающихся и родителей
1. Березняк И.А. Ступеньки к грамоте для дошколят. Рабочая тетрадь для детей
5-6 лет. Саратов: ИЦ «Наука», 2018 – 24 с.
2. Березняк И.А. Ступеньки к грамоте для дошколят. Рабочая тетрадь для детей
6-7 лет. Саратов: ИЦ «Наука», 2018 – 45 с.
3. Березняк И.А. Ступеньки к грамоте для дошколят. Пропись к рабочей
тетради для детей 5-6 лет. Саратов: ИЦ «Наука», 2018 – 40 с.
4. Березняк И.А. Ступеньки к грамоте для дошколят. Пропись к рабочей
тетради для детей 6-7 лет. Саратов: ИЦ «Наука», 2018 – 40 с.
5. Темаева И.В. Индивидуальная логопедическая тетрадь: практическое
пособие для логопедов, воспитателей, родителей. Саратов: ГАУ ДПО
«СОИРО», 2018 – 108 с.
Приложение 1
Инструментарий для педагогической диагностики
Фонематичес
кий синтез
Фонематичес
кий анализ
Речевое
дыхание
Темп, ритм,
интонация
Звукопроизно
шение
Артикуляцио
нная
моторика
Фонематичес
кое
восприятие
Фонематичес
кий слух
Слуховое
восприятие
Слуховое
внимание
Ф.И.
ребенка
Диагностическая таблица для детей 5-6 лет (первый год обучения)
Первоначальные
навыки чтения
Пространственные
представления
Фонематические
представления
Фонематический синтез
Фонематический
анализ
Речевое дыхание
Темп, ритм, интонация
Звукопроизношение
Артикуляционная
моторика
Фонематическое
восприятие
Фонематический слух
Слуховое восприятие
Слуховое внимание
Ф.И.
ребенка
Диагностическая таблица для детей 6-7 лет (первый год обучения)
31