04.06.2021
04.06.2021
Жестокое обращение с ребенком.
Профилактика насилия в семье
Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений
между членами семьи, обнаженность и непосредственность чувств, которые они
питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая
реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную
среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность и
однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут
определить характер человека на всю жизнь.
Семья
может выступать в качестве положительного так и отрицательного фактора
воспитания. Никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в
воспитании детей, сколько семья.
Самый большой
дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят
времени из – за чрезмерной загруженности на работе, забывают или, может быть
даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому- то внутреннему
порыву. Боязнь избаловать детей, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми
с ними.
Можно сказать, что российские
семьи оказались в кризисном положении, от которого больше всего страдают дети.
Из года в год растет количество детей, которые испытывают жестокое обращение в
собственной семье.
Жестокое обращение с детьми – что это?
В Российской
Федерации гибель от неестественных причин, в частности от жестокого обращения с
ними, является основной причиной смерти детей в возрасте 1-14 лет, ее доля в
структуре смертности детей этого возраста стабильно превышает 50%. От
неестественных причин погибает в пять раз больше детей, чем от онкологических
заболеваний.
В расчете на 100 тыс.
детей соответствующего возраста смертность от неестественных причин наиболее
высока у подростков (15-19 лет) – 89,8 % и детей первого года жизни – 80,8%.
Далее о жестоком
отношении к детям в тезисах.
Под жестоким отношением к детям следует понимать любое действие или
бездействие по отношению к нему со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в
результате которого, причиняется вред его физическому или психическому
здоровью, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию.
Жестокое обращение с
детьми
Юридическое – деяния родителей по отношению к
ребенку, запрещенные законом, их совершение влечет определенные правовые последствия.
Медицинское – действия или бездействие родителей,
приведшее к наступлению последствий, потребовавших оказания ребенку медицинской
помощи.
Социологическое – насильственные действия родителей,
обусловленные дисфункциональными детско-родительскими отношениями.
Психологическое – действия родителей, устранение
последствий которых требует оказания ребенку психологической помощи.
Причина жестокого обращения с детьми
Социально-психологическая незрелость ребенка, его зависимость от родителей или
лиц, их заменяющих, в результате чего ребенок оказывается удобным, а зачастую
единственно возможным объектом для демонстрации этими лицами своей власти и
контроля либо отреагирования отрицательных эмоций.
Отличия жесткого
обращения с ребенком от
других форм насилия
Закрытость семьи от
внешнего контроля, что затрудняет как своевременное выявление жертв, так и
оказание им помощи.
Зачастую ребенок не
получает поддержки со стороны значимых взрослых и вынужден самостоятельно
справляться с насилием.
Постоянный контакт
жертвы и насильника.
Привязанность ребенка
к насильнику, использование виновным доверия ребенка.
Безусловный авторитет
родителей, вследствие чего виновным в насилии ребенок считает себя.
Физическое
насилие
Умышленное
нанесение ребенку телесных повреждений, а также любое иное использование
физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к
употреблению психоактивных веществ и др.), в результате чего причиняется вред
его физическому или психическому здоровью, нарушается нормальное развитие или
создается реальный риск возникновения таких последствий. Физическое насилие
может проявляться в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в
опасной или неблагоприятной обстановке.
Эмоциональное
насилие
-
Постоянное унижение,
порицание и упреки
-
Постоянное негативное сравнение с
другими детьми
-
Убеждение ребенка в том, что
он - «обуза» или «ошибка» родителей
-
Крики, угрозы или запугивание
-
Игнорирование ребенка ради
наказания или из чувства отвращения к нему
-
Лишение ребенка объятий или
других проявления родительской любви
-
Проявление насилия при ребенке в
отношении супруга, детей, животных
-
Систематические оскорбления или
унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного
отношения к нему или отвержение, которые приводят к возникновению устойчивых
эмоциональных или поведенческих нарушений.
-
Психическим насилием будет так же
однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению
посттравматического стрессового расстройства; а также случаи повторного
воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает
расстройство адаптации.
Сексуальное
насилие
Вовлечение
ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия,
угроз или путем злоупотребления доверием (с использованием беспомощного
состояния), что причинило вред его физическому или психическому здоровью либо
нарушило психосексуальное развитие ребенка.
Пренебрежение
основными потребностями ребенка
Постоянное или
периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих
обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и
крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния
здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.
Жестокое отношение к ребенку может повлечь за
собой:
·
Смерть.
·
Вред
здоровью.
·
Инвалидизация.
·
Отставание
в физическом развитии.
·
Инфекционные
заболевания, в том числе передаваемые половым путем.
·
Психосоматические
болезни.
·
Беременность
в подростковом возрасте.
Влияние на психическое здоровье
·
Задержка
психического развития.
·
Расстройства
адаптации.
·
Эмоциональные
нарушения: депрессия, тревога, страх.
·
Снижение
самооценки, восприятие себя как испорченного, беспомощного.
·
Плохая
успеваемость в школе.
·
Нарушения
поведения: агрессивность, уходы из дома, сексуализированное поведение,
промискуитет.
·
Трудности
в общении со сверстниками и взрослыми.
Социальные последствия
·
Неспособность
стать эффективным членом общества.
·
Девиантное
поведение: алкоголизм, наркомания, проституция, противоправные действия.
·
Неспособность
стать хорошим родителем и семьянином. Жестокое обращение с собственными детьми
Факторы риска жестокого обращения с ребенком
1. Особенности личности родителей:
1. неразвитость
родительских навыков, использование неправильного педагогического подхода;
2. детский
опыт жестокого обращения в собственной семье;
3. неадекватные
социальные ожидания в отношении ребенка (предъявление к ребенку требований,
несоответствующих его уровню развития или возможностям);
4. проблемы
со здоровьем;
5. эмоциональная
неразвитость.
2. Особенности семьи:
1. структурная
неполноценность семьи;
2. отсутствие
стабильных эмоциональных связей, знаний о привычках, характере и интересах друг
друга;
3. многодетность.
3. Особенности ребенка:
1. наличие
у ребенка стертых форм психических расстройств, нарушающих поведение и
затрудняющих обучение;
2. проблемы
со здоровьем;
3. глубокая
социально-педагогическая запущенность, отсутствие навыков жизни в семье;
4. опыт
жестокого обращения в родной семье;
5. ребенок
не может оправдать, возлагавшихся на него ожиданий, либо имеет особенности
поведения, неприемлемые для членов замещающей семьи;
6. девиантное
поведение, агрессивность;
7. неадекватные
ожидания ребенка от замещающей.
Основные пути и условия формирования нравственности и
духовности ребенка в семье
Опираясь на труды педагогов
Сухомлинского, Варюхиной, Климовой – Фюнгеровой и других исследователей,
выделим следующие методы и условия формирования нравственности у ребенка в
семье:
1.
Атмосфера любви и сердечной
привязанности, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее
влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувств ребенка,
формирования и реализации его нравственных потребностей.
2.
Атмосфера искренности. Всякую ложь,
всякий обман, всякую симуляцию ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и
быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность и как
следствие отсутствие веры в слова взрослого.
3.
Разъяснение. Чтобы слово воспитало, оно
должно оставлять след в душе, мыслях ребенка, а для этого нужно учить вникать в
смысл слов. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Подростки требуют
убедительных примеров из жизни, из книг. Дошкольника убеждает глубокая вера в
слова взрослых. С ребятами старшего школьного возраста можно и нужно размышлять
вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность
сближает взрослого и ребенка.
4.
Крайней мерой Сухомлинский считает
наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно
убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к
людям. Ребенок должен знать, за какое конкретное дело его наказывают и почему
оно плохое.
1) Порицание. Надо суметь, не
оскорбляя ребенка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его
действиям.
2) Запрещение. С детства надо
учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям:
«можно», «надо», «нельзя».
3) Регулярный труд в присутствии ребенка и
вместе с ним.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это
универсальное требование к воспитанию его нравственности.
Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность
во всем, что происходит в жизни ребенка.
Родители любят своих детей, боятся за них, заботятся. Но
редко понимают. Могут проглядеть душевную драму, отравить первую любовь. Любовь
становится незаметной, повседневной, исчезают доверие и искренность. Когда
такое происходит между супругами, они расходятся. Но куда податься детям?
Заключение
В заключении хочется обратиться с просьбой: исключите проявления жестокости из своего обихода.
Ведь не зря гласят народные мудрости:
«Детей наказывай
стыдом, а не кнутом»
«Каковы батьки
- матки, таковы и дитятки»
«Каков батька, таковы и детки»
«Отец должен быть для своих детей другом…, а не тираном» (В. Джоберти – итальянский политический деятель)
«Когда в вашей семье появляется первая «детская» неурядица, когда глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглянетесь назад, почему вы не приступите к ревизии вашего собственного поведения?» (А.С. Макаренко).
Ребенок должен воспитываться в любви, а любовь, мы узнаем,
прежде всего, в семье. Дети часто не разбираются в собственных потребностях и
чувствах, и все-таки у каждого из них есть свой язык любви. Чтобы воспитать ребенка правильно,
родители должны знать его язык любви. А когда ребенок слишком мал, и невозможно
определить его язык, нужно говорить на всех:
1.
Слова поощрения – мы редко хвалим детей, мы
замечаем только их ошибки.
2.
Время – вам нужно проникнуть в мир
вашего ребенка. Пусть его интересы станут вашими. Не жалейте на это времени.
Хотя бы несколько минут в день. Помните, это главное.
3.
Подарки – не увлекайтесь ими. Иначе они
теряют всякий смысл, а у ребенка формируется ложная система ценностей. Но если
вы тщательно выбираете их, и дарите их со словами любви, тогда вы
удовлетворяете потребность в любви.
4.
Помощь – помогайте с любовью.
5.
Прикосновения – любому ребенку необходима
ласка. Но учитывайте при этом его возраст, темперамент и т.д.
ПАМЯТКА
РОДИТЕЛЯМ
О том, какой он – хороший, дорогой, способный или плохой,
никому не нужный, невезучий – ребенок узнает только от взрослых и, прежде
всего, от родителей.
Если самый глубокий слой психики ребенка – эмоциональное
восприятие себя – складывается из негативных переживаний, начинается разлад
во многих сферах его жизни. Он становится «трудным» и для себя, и для
окружающих, и необходимы большие усилия, чтобы помочь ему. Родителям важно не
допустить разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, постоянно
поддерживая его самооценку, или чувство самоценности.
Как это делать?
• Безусловно принимать ребенка, то есть, любить его не
за заслуги или поступки, а просто за то, что он есть.
• «Активно слушать» его рассказы о своих переживаниях и
потребностях.
• Быть (читать, играть, заниматься) вместе с ним.
• Не вмешиваться в дела, с которыми он справляется сам.
• Помогать, когда ребенок просит об этом.
• Отмечать и поощрять его успехи.
• Делиться своими чувствами (то есть, доверять ему).
• Конструктивно разрешать конфликты.
• Каждый день ласково говорить ребенку, например, такие
фразы:
• Обнимать ребенка не менее 4 раз в день, а лучше –
чаще.
Мне хорошо с тобой. Я рада
тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты… Я по тебе
соскучился. Давай (посидим, сделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как
хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
Любящие родители всегда готовят
ребенка к появлению в семье младшей сестрички или братика.
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ
Уважаемые родители!
Вы очень любите своих детей. Помните, что ваша
любовь необходима им, как воздух.
Дети – зеркало для своих родителей. Если вы одариваете их
любовью, они ее отражают и возвращают вам.
Как родителям проявлять свою любовь к ребенку? Ниже
перечислены несколько основных форм выражения родительской привязанности.
• Визуальный контакт.
Смотрите ребенку прямо в глаза открытым, доброжелательным, любящим
взглядом.
• Физический контакт.
Обнимайте детей, подростков похлопывайте по плечу, ласково теребите волосы.
• Уделяйте внимание.
Посвящайте детям безраздельно часть своего личного времени.
• Слушайте детей.
Используйте метод «активного слушания», рассказывайте ребенку о своих чувствах,
называйте те чувства, которые испытывает он.
• Говорите детям
хорошие и ласковые слова: «Я люблю тебя», «Как я рад, что ты у нас есть»,
«Как я рада тебя видеть», «Мы очень любим тебя» и др.
• Отмечайте дни
рождения детей, дарите им подарки на праздники.
• Улыбайтесь детям
как можно чаще.
• Знакомьтесь с
друзьями ребенка; вместе с ним принимайте участие в школьных или других
мероприятиях.
• Вы – взрослый
человек, опытный и сильный, поэтому сдерживайте
эмоции в конфликтных ситуациях.
• Разрешайте детям
ошибаться, и разрешайте им проявлять свои чувства.
• Дети – не ваша
собственность. Воспринимайте ребенка как самостоятельную личность.
ПИСЬМО К РОДИТЕЛЯМ
Дорогие папа и мама!
Я вырасту здоровым и счастливым человеком, если вы
будете помнить о том, что для меня важно и необходимо уже сейчас.
• Любите меня просто
за то, что я есть, и я стану еще лучше. Любите меня и заботьтесь обо мне,
не забывайте выражать свою любовь взглядом, улыбкой, прикосновением.
• Не бейте меня, от этого я не стану лучше.
Наоборот, я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей. Мне
не хочется жить в злом и неприветливом мире.
• Больше думайте о том, какие чувства я испытываю,
чем о том, как я себя веду. Часто мое поведение зависит от моего настроения.
• Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне,
особенно в своих требованиях. Мне нужно знать границы дозволенного. Только
предъявляйте такие требования, которые соответствуют моему возрасту и
пониманию, тогда я смогу их выполнить.
• Не сравнивайте меня с кем бы то ни было. Я
имею право быть другим, ведь я единственный такой на всей Земле,
неповторимый. Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и
непохожую на вас.
• Я очень вас люблю и всегда хочу
быть любимым вами. Поэтому не
огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, капризничаю или кричу.
Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Может быть, я просто хочу,
чтобы вы обращали на меня больше внимания.
• Никогда не унижайте меня. Это больно ранит,
мне кажется, что я самый плохой на свете и незачем делать что-то хорошее.
Рушатся все мои надежды, и я не верю в себя. Как я смогу оправдать ваши
ожидания относительно моего будущего, если я так и не научусь любить
себя?
• Не делайте для меня того, что я могу сделать сам.
Я буду чувствовать себя маленьким, не захочу вырастать и буду требовать, чтобы
вы обслуживали меня. Не оберегайте меня от последствий моих поступков, мне
необходимо учиться на собственном опыте. Дайте мне право на ошибку и не
заставляйте считать мои ошибки преступлениями. Никто не совершенен. Помните,
что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.
• Не обращайте
слишком много внимания на мои плохие привычки. Излишнее внимание, а
особенно запрет, только способствуют их закреплению. Лучше помогите мне
осознать, в чем их ощутимый для меня вред.
• Не требуйте у меня объяснений по
поводу моего плохого поведения. Иногда я сам не знаю, зачем поступил
так или иначе. Лучше помогите мне понять, почему я сделал плохо и чем
мой поступок навредил мне и окружающим.
• Найдите время и выслушайте меня.
Иногда мне очень хочется рассказать о себе и о своих проблемах. Дарите мне
каждый день хотя бы полчаса своей жизни, и пусть это время будет принадлежать
только мне, ни о ком и ни о чем не думайте в это время, кроме меня. Тогда я
буду твердо уверен в том, что вы меня любите и я вам нужен. Это самое главное
для меня.
• Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите:
«Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!», «Из-за тебя в
доме скандалы!», «Из-за тебя я не успеваю...» Ведь я не отвечаю за
проблемы взрослых.
• Будьте со мною искренними,
всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, слушаете меня, делаете
замечания… Если хвалите – хвалите искренне. Искренне радуйтесь.
Когда вы говорите и думаете одно, а чувствуете совсем другое, я это вижу и
испытываю неуверенность.
• Не хвалите и не ругайте меня за проявление чувств.
Помогите мне осознать, что чувства просто есть, и испытывать их может каждый,
что чувствовать не запрещается и не стыдно.
• Не делайте мне
замечаний в присутствии других людей. Поговорите со мной наедине.
• Помните, что я вас люблю, и вы для меня самые главные люди
на земле.
Насилие в отношении детей –
это когда взрослые оставляют ребенка одного без присмотра в помещении, машине,
на улице
https://docs.cntd.ru/document/895212893 - Закон Свердловской области от 16 июля 2009 года N 73-ОЗ.
https://kdnzp.midural.ru/ - официальный сайт областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
https://kdnzp.midural.ru/uploads/document/623/tik-tok-2021.pdf -- социальная сеть TikTok, особенности ее использования.