16.03.2022
Перед системой образования РФ стоят задачи обеспечения и постоянного совершенствования качества дошкольного образования при сохранении вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых образовательных программ. Поэтому была разработана новая система развивающего мониторинга качества дошкольного образования РФ на всех уровнях системы дошкольного образования.
Развивающий мониторинг качества дошкольного образования (МКДО) ориентирован на:
- устойчивое развитие дошкольного образования в РФ;
- создание единого образовательного пространства;
- формирование надежной доказательной базы принятия решений;
- актуальную нормативно-правовую базу ДО РФ;
- непрерывное совершенствование;
- создание развивающей образовательной среды;
- открытость и консенсус (способ разрешения конфликтов).
Основным инструментарием оценки качества дошкольного образования являются Шкалы мониторинга качества дошкольного образования (Шкалы МКДО). Шкала МКДО предусматривает 5-уровневую систему оценивания на основе показателей качества, сгруппированных в 9 областях:
1. Образовательные ориентиры;
2. Образовательная программа;
3.Содержание образовательной деятельности;
4. Образовательный процесс;
5. Образовательные условия;
6. Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
7. Взаимодействие с родителями;
8. Здоровье, безопасность и повседневный уход;
9. Управление и развитие:
10. Реализация регионального компонента ДО (показатели определяются в рамках региональной системы дошкольного образования). Для оценивания качества образования в процессе МКДО используется сочетание внутренней и внешней моделей оценивания, а также интегрированный анализ результатов оценки.
Модель внутренней оценки качества дошкольного образования используется при проведении внутреннего мониторинга качества образования в ДОО и включает:
- самооценку педагогов ДОО.
- внутреннюю оценку качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками и обеспечивающей их деятельности ДОО.
На основании результатов оценивания совершенствуется система управления качеством образования в группах и в ДОО в целом, разрабатываются программы развития группы и ДОО.
Отчет о внутренней оценке качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО служит основой для проведения последующего этапа внешней оценки качества дошкольного образования в ДОО.
Модель внешней оценки качества используется при проведении этапа внешнего мониторинга качества дошкольного образования и включает:
- независимую оценку качества образования родителями/ законными представителями воспитанников ДОО.
- внешний экспертный мониторинг качества деятельности (выездной).
По итогам комплексного анализа качества образовательной деятельности составляются аналитические отчеты на уровне ДОО, муниципалитетов, субъектов РФ и на федеральном уровне формируются рекомендации по развитию качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО.
Данные мониторинга помогут педагогам дошкольного образования и другим сотрудникам ДОО выявить зоны рисков в своей профессиональной деятельности, разработать план по профессиональному самосовершенствованию и повышению квалификации.
Изучив и применив рекомендации МКДО образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, смогут усовершенствовать эффективное управление качеством образовательной деятельности в ДОО.
Также мониторинг направлен на привлечение внимания к проблеме информационной доступности детских садов для родителей/законных представителей. На основании данной информации родители смогут принять решение о выборе образовательной организации для своего ребенка с учетом территориальных и социальных факторов, а также узнать есть ли условия для образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и принимать участие в образовании своего ребенка.
Благодаря сбору, обработки, систематизации и анализу данных мониторинга сформируется надежная основа для реализации функций контроля за осуществлением образовательной деятельности в сфере дошкольного образования, а также для принятия решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления системой образования РФ.