Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ТНР (образец) Ф.И.О. родителей: Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________ ________________ мать – Дата рождения: Группа: Дата поступления в ДОУ: отец – Ф.И.О. воспитателей: Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед Педагог-психолог Инструктор по физической культуре Инструктор по физической культуре (плавание) Музыкальный руководитель Краткая характеристика: Сложная адаптация при поступлении в старшую логопедическую группу, тяжелое расставание с родителями, плакал, нежелание идти на контакт с детьми и взрослыми. Развитие мелкой и крупной моторики не соответствует возрастной норме. Нарушены координация, темп, ритм движения. Во время групповой образовательной деятельности не проявляет интерес к происходящему (бегает, прыгает), ему сложно длительно на чем-то сосредоточиться, отвлекается; преобладает непроизвольное внимание. Развитие речи не соответствует возрастной норме. Коммуникативные и речевые нарушения: неумение выражать свои мысли в общении с педагогами и сверстниками, снижение потребности в общении, недоразвитие игровой деятельности - не умеет поддерживать игру, предпочитает быть в одиночестве, не идет на контакт с детьми, не принимает правила игры. Заключение и рекомендации ТПМПК Например: F.80 G.96.8 Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР дошкольного возраста. Основная цель на текущий период в направлении развития Освоение ребенком адаптированной основной образовательной программы для детей с и социализации ребенка ТНР (с учетом примерной образовательной комплексной программы «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе), ООП ДО МАДОУ «Детский сад №1 «Голубой кораблик», а также комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В.Нищевой. Общие задачи на период реализации ИОМ Организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями. 1 Режим пребывания ребенка в ОУ Режим полного дня: 5 дней в неделю. Взаимодействие специалистов ОУ - Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. - Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по ФИЗО создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду. Группа здоровья - III Группа физических занятий – основная, нет Соматическое состояние Противопоказания Формы комплексного психолого-педагогического сопровождения Направление работы Кол-во занятий Форма проведения Специалисты Педагогическая помощь Разнообразные Воспитатели Психологическая помощь 5 дней в неделю 1 раз в неделю Педагог-психолог Логопедическая помощь 4 раза в неделю Индивидуально, малые группы (до 5 человек) 2 – Фронтально (дифференцированный подход) 2 – Индивидуально 1 – Подгрупповое Музыкальные занятия 2 раза в неделю Групповые Музыкальный руководитель Физкультурные занятия 3 раза в неделю 1 групповое в физкультурном зале 1 подгрупповое в бассейне 1 групповое на улице в форме проведения подвижных игр Инструктор по ФИЗО Дополнительное образование По желанию родителей и ребенка Подгрупповые Педагоги дополнительного образования 2 Учитель-логопед Создание «безбарьерной» среды Построение комфортной среды Освещенность Ресурсы для решения - Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах. Создание сенсорнообогащенной среды. - Контрастность и цветонасыщенность раздаточного материала - Изображения преимущественно на белом фоне - Тетрадь в среднюю клетку. - Мягкий простой карандаш Создание доступной среды - Планы, схемы для составления рассказов - Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию - Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра - Таблицы по лексическим темам - Игровые уголки - Условия для индивидуальной и совместной работы - Компьютер Интерактивная доска - Зеркало для занятий с логопедом - Раскраски по лексическим темам; - Лабиринты для развития глазодвигательных функций -Материалы для развития мелкой моторики, пальцевого гнозопраксиса (застежки, шнуровки и др.) - Предметы для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцо-еж, валик-еж и др) - Кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры - Дидактический материал для развития систем сенсорных эталонов, стимулирования познавательной активности Создание коррекционноразвивающей среды 3 Специальные условия организации педагогического процесса Направления деятельности Построение образовательного процесса Спец.орг-ция раб. позы ребенка Индивидуальные ритм и темп деятельности Правила взаимодействия с отдельными объектами Специальные дозировки различных видов нагрузки Формы работы с родителями Формы работы Методы и прием работы с ребенком Потребности ребенка - Занятие строить так, чтобы материал был доступным - Соблюдение режима зрительных нагрузок - Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…) - В начале занятия по ИЗО- деятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук. - В начале любой самостоятельной деятельности необходима четкая инструкция по выполнению - Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища - Постоянный контроль за осанкой Дозирование времени на групповых занятиях: - Пособия и материалы среднего размера - Демонстрируемая наглядность размещается так, чтобы ребенок мог ее рассмотреть, т.е. в хорошо освещенном месте, на уровне глаз ребенка, на белом фоне, на достаточном для его восприятия расстоянии. - Загруженность перцептивного поля 5- 7объектов; - Для обследования наглядности предоставлять разное время. - Больше работать на коленях, на столе, на полу – на горизонтальной поверхности Умственной Физической - Смена видов деятельности - физпаузы - Смена места деятельности - Смена позы деятельности - Не переутомлять глаза при рассматривании - Зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении занятия. - Не составлять слишком сложные предложения - Артикуляционная гимнастика Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, демо-систем, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация) в виртуальном режиме Групповые, подгрупповые, индивидуальные Основные методы - игровой и метод практических действий. Показ педагога, совместная деятельность. Коррекционные приемы: развивающие, глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики. Психогимнастики, динамические 4 паузы, физкультминутки и т.д. Психолого-педагогическое сопровождение Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса. Блок Задачи Формы реализации Ответственный - Обследования ребенка всеми Специалисты ППк Мониторинговые - Организация комплексного психолого-педагогического изучения специалистами на психолого-педагогическом задачи ребёнка в целом консилиуме ОУ Специалисты ППк - Мониторинг эффективности - Коллегиальное определение трудностей реализации индивидуальной ребенка в каждом конкретном виде коррекционно-развивающей деятельности Председатель ППк программы - Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка -Воспитатели, специалисты, - Динамическое наблюдение за динамикой участвующие в сопровождении развития ребенка в ходе коррекционноребенка (педагог-психолог, учительвоспитательного процесса логопед) в течение всего учебного периода - Решение вопросов социализации, - Совместная работа специалистов в этом Воспитатели Воспитательные повышения самостоятельности направлении задачи ребёнка - Оказание консультативной помощи семьям Специалисты, участвующие в - Становления нравственных для решения возникающих проблем сопровождении ребенка ориентиров в деятельности и - Помощь воспитателям в разработке и поведении организации мероприятий - Воспитание положительных направленных на решение задач социальноличностных качеств коммуникативного развития Коррекционноразвивающие задачи -Сенсорное развитие - Уточнение, обогащение и систематизация словаря - Стимулирование познавательной активности - Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка - Преодоление и предупреждение у - Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционноразвивающих задач - Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной 5 жизни, укрепляющим его веру Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка Образовательные задачи него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров создать ситуацию успеха - Развитие познавательной активности ребенка - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода. - Развитие всех сторон речи. - Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей. в собственные возможности. - Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ - Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями - Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарнотематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики - Организация коррекционнообразовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников. Индивидуальный маршрут психолого - педагогического сопровождения Освоение образовательной программы: Старается соб- Может дать Понимает и употПонимает Выполняет № Образов людать правила нравстребляет в своей скрытые обязанности ательна поведения в венную речи слова, мотивы дежурного по общественных оценку обозначающие поступков столовой, п я местах, в своим и эмоциональное героев уголку / область общении со чужим состояние» литературприроды п «Социал взрослыми и поступкам/ этические каных сверстниками, в действиям чества, произведени, ьноприроде эстетические эмоциональн коммун характеристики о откликается икативн ое развити в и в и в и в и в и е» 1. Знает Знает Знает о Ориентируется Называет Правильно № Обра свои имя столицу значении в пространстве виды пользуется зоват и России. солнца, воз- (на себе, на дру- транспорта, порядковыми Может духа, воды гом человеке, от инструменты, количестп ельна фамилию , адрес назвать для предмета, на бытовую техвенными / я 6 прожинекоторые человека плоскости) нику. Опредечислительными Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества в и Различает крут, квадриг, треугольник. прямоугольник, Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетноролевые игры; предлагает варианты развития сюжета, выдерживает принятую роль в и Вы клады наст ряд предм етов Итоговый показатель (среднее значение) в и Ориентир Итоговый уется во времени показатель (вчера — (среднее сегодня — значение) завтра; п облас ть «Поз нават ельно е разви тие» вани, имена и фамилии родителей, их профессии в 1. № Образов ательна я п область / «Речево е п развити е» и достопримечате льности родного города/поселения в и в и Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение в 1. № Образоват ельная область п «Художес / твенноп эстетичес кое развитие ляет материал (бумага, дерево, металл, пластмасса) Способен конструировать по собственному замыслу. Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи и Правильн о держит ножницы, используе т разнообр азные приемы вырезани я в и в и Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения в Создаёт индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания, в т.ч. по мотивам народноприкладного творчества до 10. уравнивает 2 группы предметов (+1 и-1) в и в Определяет место звука в слове. Сравнивает слова по длительности. Находит слова с заданным звуком и в Различает жанры муз. произведе ний, имеет предпочте ния в слушании муз. произведе ний. Может ритмично двигаться но характеру музыки, самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, испытывае т 7 овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры и и по сначала — длине, потом). шиНазывает рине, времена высоте года, , части сравни суток, дни вает на недели глаз, провер яет прило жение ми налож ением в и в и в и Поддерживает беседу, Итоговый высказывает свою точку показатель зрения, согласие/несогласие, ис- (среднее пользует все части речи. значение) Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы в и в и Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног в прыжке, выставление ноги на пятку в полуприседе, шаг е продвижением вперед и в кружении) Играет на детских Итоговый муз. показатель инструментах (среднее несложные песни значение) и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента эмоциональ ное удовольствие в 1. № Образова тельная область п «Физичес / кое развитие п » и в Знает о важных и вредных факторах для здоровья, о знамении для здоровья утренней гимнастики, закаливании, соблюдения режима дня в и и в Соблюдает элементарные правила личной гигиены, самообслужи вания, опрятности в и и в Умеет быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдает порядок в шкафчике. в и и в и Умеет лазать по гимнастической стенке, прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку в и в и Умеет перестраиваться в колонну но трое, четверо, равняться, размыкаться, выполнять повороты в колонне в и в и в и Умеет метать Итоговый предметы правой показатель и левой руками в (среднее вертикальную и значение) горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч в и в и 1. Выводы (сентябрь): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Выводы (май): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________ 8 Учитель-логопед Направления коррекционноразвивающей работы Развитие понимания речи Задачи Продолжать совершенствовать понимание устной речи: понимание предложнопадежных конструкций, дифференциация глаголов с различными приставками, понимание грамматических форм. Развитие Совершенствовать функции артикуляционно артикуляционного аппарата: развивать й моторики подвижность языка, губ, щёк, подбирая упражнения в соответствии с дефектом речи. Обучение комплексам артикуляционных упражнений для подготовки к постановке звуков «Ш – Ж», «Ч», «Щ» и соноров «Л – Ль», «Р – Рь»: «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Лодочка», «Бублик», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка», «Маляр», «Барабанщик», «Индюк», «Накажем непослушный язычок», «Чистим верхние зубки», «Качели». Развитие Научить сильному выдоху с высунутым речевого языком в форме «чашечки» слегка дыхания примыкающим к верхней губе, не поднимая плеч. Развитие мелкой Развивать мелкую моторику с помощью Формы организации деятельности Мониторинг уровня эффективности педагогических воздействий, показатели достижений Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные Понимает на соответствующем возрасту уровне предложно-падежные конструкции, дифференцирует глаголы с различными приставками, понимает грамматические формы. Индивидуальны е Сформировалось умение правильно выполнять следующие упражнения: «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Лодочка», «Бублик», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка», «Маляр», «Барабанщик», «Индюк», «Накажем непослушный язычок», «Чистим верхние зубки», «Качели». Индивидуальны е Сформировалось умение дуть высунутым языком в форме «чашечки», слегка прикасаясь к верхней губе, не поднимая плеч. 9 Фронтальные, Сформировалось умение правильно выполнять Оценка результатов работы (+ сформирован о, + в стадии формировани я, не сформирован о) моторики пальчиковой гимнастики согласно лексическим темам; развивать мелкую моторику с помощью дидактических игр. Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизнос имых слов Звукопроизноше ние Упражнять в произношении малознакомых Фронтальные, и труднопроизносимых слов во время подгрупповые, автоматизации звуков. индивидуальные Словарный запас Формирование правильного произношения звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Л», «Ль», «Р», «Рь». Автоматизация названных звуков: в прямых и обратных слогах, в интервокальной позиции, в слогах со стечением согласных; в начале, середине, конце слова; в словах со стечением согласных; в словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, скороговорках, текстах. Дифференциация «Ш – Ж», «Л – Р», «Рь – Ль». Уточнять, обогащать и активизировать словарь: - имя существительное - темы: «Посуда. Части посуды», «Профессии», «Транспорт», «Зимующие птицы», «Дикие животные и их детёныши», «Дикие животные северных и южных стран, их детёныши», «Семья. Части тела», «Наш подгрупповые, индивидуальные следующие упражнения: «Мы посуду перемыли», «Шофёр», «Автобус, троллейбус…», «Птичек стайка», «Бурый мишенька зимой», «Есть у нас на голове», «Солнца луч скользнул в окошко», «Будем летом мы играть», «Строим дом», «Ухо – нос», «Лезгинка», «Заяц – коза – вилка», «Гусь – курица – петух», «Колечко – ушки – рожки», «Пальчики здороваются», д/и «Шнуровальный планшет». Сформировалось умение в произношении малознакомых и труднопроизносимых слов. Индивидуальны е Сформировано правильное произношение звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Л», «Ль», «Р», «Рь». Названные звуки автоматизированы и введены в речь. С точки зрения звукопроизношения речь чистая. Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные Расширился и обогатился пассивный и активный словарь по указанным лексическим темам. Расширился и обогатился номинативный, глагольный пассивный и активный словарь, а также словарь признаков. Уровень словарного запаса соответствует возрастной норме. 10 Грамматический строй дом», «Весна», «Лето»; - глагол – действия, обозначающие голосовые реакции животных и птиц; действия, связанные с различной профессиональной деятельностью, приставочные глаголы; действия, связанные с животным и растительным миром; действия, обозначающие чувства, эмоции; - имя прилагательное – антонимы, относительные и притяжательные прилагательные; - предмет и его части (стул, чайник). Учить употреблять в речи: - существительные в И.п. мн.ч; - существительные с числительными по родам; - предлоги (из-за, из-под, с(со)); - существительные с уменьшительным и увеличенным значением; - прилагательные и числительные с существительными. Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные Связная речь Формировать умение составлять: - пересказ рассказа с использованием опорных сигналов; - рассказ с элементами творчества по одной сюжетной картине. Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные Обучение грамоте Формировать навык деления слов на слоги с помощью наглядно-графических схем; формировать навык звуко-буквенного анализа слов (круглые фишки разного цвета: красные, зеленые, синие — звуки); изучение всех букв; сложение из букв разрезной азбуки слогов типа па, са, му, Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные 11 Учить употреблять в речи: - существительные в И.п. мн.ч; - существительные с числительными по родам; - предлоги (из-за, из-под, с(со)); - существительные с уменьшительным и увеличенным значением; - прилагательные и числительные с существительными. Иногда допускает ошибки, исправляет их с помощью взрослого. Сформировалось умение составлять - пересказ рассказа с использованием опорных сигналов; - рассказ с элементами творчества по одной сюжетной картине. Девочка с удовольствием вступает в диалог с окружающими. Сформирован навык деления слов на слоги. Сформирован навык звуко-буквенного анализа слов (иногда допускает ошибки); знает буквы; складывает простые односложные слова из букв разрезной азбуки; складывает из букв разрезной азбуки двусложные слова и слова со стечением согласных (иногда допускает ошибки, которые ту, а также простых односложных слов типа суп, мак; сложение из букв разрезной азбуки двусложных слов и слов со стечением согласных; формировать навык определения позиции звука в слове (начало, середина, конец); формировать навык чтения слогов и односложных слов; формировать навык чтения двусложных слов. исправляет при помощи взрослого); сформирован навык определения позиции звука в слове (начало, середина, конец); сформирован навык чтения слогов и односложных слов; сформирован навык чтения двусложных слов; сформирован навык нахождения ударного слога (ударной гласной) – иногда допускает ошибки, которые исправляет при помощи взрослого. Педагог-психолог Направления коррекционноразвивающей работы Задачи Формы организации деятельности ПсихологоРазвивать способность концентрировать произвольное Фронтальные, педагогическое внимание; повышать объем произвольной памяти; развивать подгрупповые, сопровождение способность выполнять операции мышления (анализа, индивидуальные синтеза, сравнения, обобщения) при помощи игр: «Найди отличия», лабиринты, зрительные диктанты, «Где ошибка?», «Как пройти к зайке?», «Небылицы», «Съедобное – несъедобное», «Пары слов», «Мы ходили в зоопарк», «Посмотри и запомни», «Послушай и запомни», «Живое – не живое», «Отгадай предмет по описанию», «Да, нет», «Чей домик?», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?», «Загадки»; формировать умение контролировать себя и умение действовать по правилам (релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы арттерапии, сказкотерапии, песочной терапии); поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком. 12 Мониторинг уровня эффективности педагогических воздействий, показатели достижений Базовые психические процессы находятся в пределах возрастной нормы. На замечания реагирует адекватно, умеет управлять своим поведением; настроение устойчивое – не меняется от незначительных причин. Активный, общительный ребенок. Очень любит заниматься. По отношению к детям в группе проявляет чувство симпатии. Оценка результатов работы (+ сформировано, + в стадии формирования, не сформировано) Инструктор по физической культуре Направления Задачи коррекционноразвивающей работы Формы организации деятельности Мониторинг уровня эффективности педагогических воздействий, показатели достижений Физическое развитие Подвижные игры; игры с правилами; развлечения; спортивные праздники; физические упражнения; игры со спортивным оборудованием; занятия на массажерах; совместные игры с детьми; игры на развитие мелкой моторики. Упражнения выполняет правильно, но нуждается в руководстве взрослого, действия выполняет уверенно. Успешнее действует в организованной деятельности, чем в самостоятельной. Потребность в двигательной активности проявляет, но самостоятельно не организует. Знает подвижные игры, но не всегда выполняет правила. Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности; развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость; упражнять в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; развивать интерес к спортивным играм и упражнениям. 13 Оценка результатов работы (+ сформировано, + в стадии формирования, не сформировано) Музыкальный руководитель Направления коррекционноразвивающей работы Музыкальная деятельность Задачи Формы организации деятельности Мониторинг уровня эффективности педагогических воздействий, показатели достижений Оценка результатов работы (+ сформировано, + в стадии формирования, не сформировано) Способствовать умению петь песни вместе со всеми, в Фронтальные Сформировано умение петь песни едином темпе, ясно проговаривая слова, передавая (пение, танцы, вместе со всеми, в едином темпе, голосом характер песни; побуждать выполнять маршировка, ясно проговаривая слова; движения движения ритмично под музыку, согласовывая логоритмика, выполняет ритмично под музыку. движения с партнёром, голосовые упражнения на общеразвивающ Хорошо ориентируется в изменение силы звука; формировать умение ие упражнения) пространстве, перестраивается в ориентироваться в пространстве, перестраиваться в колонну и в круг, верно находит три колонны, из колонны в круг, находить своё место свое место. Внимание при в колонне; формировать умение петь выразительно, прослушивании музыкальных напевно, дружно начинать песню после музыкального произведений устойчиво, проявляет вступления; развивать пластику движений, ритмично заинтересованность. выставлять ноги, выполнять приставной шаг назад, кружение хороводом; совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, обращать внимание на артикуляцию; формировать умение ритмично играть на шумовых музыкальных инструментах; способствовать умению без опоздания выполнять хлопки, прыжки, согласовывая движения с музыкой; развивать пластику движений; упражнять в умении правильно передавать мелодию песни, ясно пропевая окончания; упражнять в координации движений и речи; развивать интерес к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Индивидуальный образовательный маршрут составлен на 1 год. Индивидуальная и групповая образовательная деятельность проходят в соответствии с расписанием и распределенной нагрузкой. Каждый специалист документирует свою работу. Педагогическая и психологическая диагностики проводятся через: наблюдение, игры, беседы, анализ результатов деятельности. 14 Ознакомлены: Мать (ФИО, подпись ) _________________________________ Отец (ФИО, подпись ) _________________________________ Дата _____________ Дата _____________ Специалисты (воспитатели) ДОУ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ 15