КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №1 «Голубой кораблик» Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована АООП ДО МАДОУ «Детский сад № 1 «Голубой кораблик» Адаптированная основная общеобразовательная программа ДО МАДОУ «Детский сад № 1 «Голубой кораблик» (далее – АООП МАДОУ «Детский сад № 1 «Голубой кораблик») описывает содержание и условия осуществления образовательной деятельности старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. В МАДОУ «Детский сад № 1 «Голубой кораблик» функционирует в группе компенсирующей направленности содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям с нарушением в речевом развитии в освоении АООП ДО МАДОУ «Детский сад № 1 «Голубой кораблик». АООП ДО МАДОУ «Детский сад № 1 «Голубой кораблик» обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. АООП ДО МАДОУ № 1 «Голубой кораблик» формируется как программа психологопедагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты). Используемые примерные программы АООП ДО МАДОУ «Детский сад № 1 «Голубой кораблик» разработана с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (комплексная программа, авторы А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова), а также программно-методический комплект к ней и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015г. № 2/15.), с учетом Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет (Нищева Н.В. ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2016) Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Одним из важнейших принципов реализации АООП МАДОУ «Детский сад №1 «Голубой кораблик» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьѐй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. В основе взаимодействия МАДОУ «Детский сад №1 «Голубой кораблик» лежат следующие принципы, обозначенные во ФГОС ДО: 1) сотрудничество детского сада с семьей; 2) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 3) учет этнокультурной ситуации развития детей; 4) учет образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей; 5) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 6) единый подход к процессу воспитания ребенка; 7) открытость дошкольного учреждения для родителей; 8) уважение и доброжелательность друг к другу; 9) дифференцированный подход к каждой семье; 10) равная ответственность родителей и педагогов. Совместная деятельность МАДОУ «Детский сад №1 «Голубой кораблик» и семьи возможна при условиях: - единства подходов к реализации целевых установок развития и воспитания дошкольников; - взаимного уважения участвующих в совместной деятельности сторон при понимании специфики решаемых задач каждым ее участником; - учета всеми субъектами воспитания возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; - использования эффективных форм взаимодействия: совместные проекты, экскурсии, встречи с интересными людьми. Организация взаимодействия с семьями воспитанников реализуется через решение следующих задач: 1. Включение родителей в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 2. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 3. Создание условий для совместного выбора тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива. 4. Обеспечение поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 5. Обеспечение возможности семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности получения информации об образовательной программе, обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией образовательной программы. Модель взаимодействия с семьей Направления Содержание Формы и методы работы Анкетирование Информационно – Изучение родительских мнений, потребностей, Интервьюирование аналитическая запросов родителей, сбор Беседы деятельность и анализ сведений о Круглый стол родителях и детях Социологические опросы Наблюдения «Почтовый ящик» Просветительская Просвещение родителей Информационные: устные журналы; с целью повышения их рекламные буклеты, листовки; деятельность психологопубликации, выступления в СМИ; педагогической и информационные корзины, ящики; правовой культуры памятки и информационные письма для родителей; наглядная психологопедагогическая пропаганда и др. Организационные: родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.). Просветительские родительские гостиные; родительский клуб «Вместе»; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.. Привлечение родителей Работа советов различного уровня Управленческая к управлению (управляющий, попечительский; деятельность образовательной родительский комитет); организацией, Проектирование основной образовательным образовательной программы ДОО; процессом Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Организация совместной Организационно-деятельностные: Совместная деятельности детей и совместные детско-родительские деятельность проекты; выставки работ; совместные детей и взрослых взрослых вернисажи; участие в мастер-классах, участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду; помощь в подготовке материалов для родителей; участие в экспертизе качества развивающей предметно-пространственной среды и др.). Участие родителей в педагогическом процессе: занятия с участием родителей; деятельность в центрах активности в группе, театральные представления с участием родителей; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов, участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья, Кроссах Нации и др.) Признаками сотрудничества с семьей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются: - осознание цели деятельности каждым участником образовательного процесса; - личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем; - положительные межличностные отношения; - включение родителей и педагогов в общественные формы обсуждения и решения проблем в организации образовательного процесса, в том числе через сайт МАДОУ «Детский сад №1 «Голубой кораблик». Показатели степени включения родителей в деятельность по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования 1. Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений: о нормативно-правовой базе системы дошкольного образования; о возрастных и психологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста; о педагогической деятельности в целом; о специфике работы с детьми дошкольного возраста; об адекватных средствах и условиях развития ребенка; об особенностях образовательного процесса в детском саду; о предполагаемых и реальных результатах развития детей дошкольного возраста. 2. Владение необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста. 3. Степень проявления интереса к активному включению в планирование, организацию и оценку результатов образовательного процесса. 4. Удовлетворенность образовательными услугами. Основные формы взаимодействия ДОУ с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ (нарушение речевого развития): - Консультации учителя-логопеда; - Привлечение родителей к закреплению образовательного и коррекционноразвивающего материала в домашних условиях. Планирование образовательной деятельности При реализации АООП ДО МАДОУ «Детский сад № 1 «Голубой кораблик» педагог: - продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка; - определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать; - соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы; - осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»; - сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей; - ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире; - создает развивающую предметно-пространственную среду; - наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей; - сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей. При организации образовательного процесса педагог самостоятельно подбирает и варьирует формы образовательной деятельности, средства и приемы в зависимости от темы, цели, задач и программного содержания недели (в соответствии с проектно-тематическим планированием).